Содержание

  • Биография
  • Творчество
  • Фильмы
  • Литература
  • >

    Пауки Луиз Буржуа

    17.08.2016

    1. Все проблемы родом из детства

    Каждый день ты должен либо отпустить свое прошлое, либо принять его. Те, кто не могут его принять, становятся скульпторами.Луиз Буржуа

    Луиз Буржуа родилась в Париже, но ее детство прошло в небольших французских городах Шуази-лё-Руа и Антони (О-де-Сен). Семья будущей художницы держала мастерскую по реставрации гобеленов и считалась зажиточной и благополучной. Луиз вместе с сестрой и братом всячески помогала родителям.

    Луиз Буржуа с матерью

    Малышка Луиз с матерью

    Однако за внешней идиллией скрывалась драма. Отец, придя с фронта, стал в открытую изменять жене. Его наиболее длительный роман был с гувернанткой Сэди Гордон, которая жила с ними около 10 лет и преподавала детям английский язык. Жозефина Буржуа закрывала глаза на неверность мужа. Луиз же, напротив, очень болезненно воспринимала происходящее. Она презирала отца и мечтала свернуть шею Сэди.

    Луиз Буржуа с отцом, братом и Сэди

    Луиз с отцом, братом и Сэди Гордон

    Добавлял масло в огонь деспотичный характер главы семейства. Луи изводил дочь придирками и всячески подчеркивал, что хотел бы иметь еще одного сына, нежели дочь.

    «Во время обеденных разговоров, когда отец рассуждал, какой он добрый и замечательный, я брала белый хлеб, смачивала его и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом…Луиз Буржуа

    В 1918 году Жозефина заболевает испанским гриппом и после 14 лет безуспешного лечения умирает. Луиз, тяжело переживая смерть матери, начинает изучать геометрию и философию в Сорбонне. В поздних интервью художница отмечала, что геометрия давала уверенность в противовес мучительной эмоциональной путанице. Параллельно Буржуа посещает парижские художественные студии на Манмартре и Монпарнасе.

    Отношения с отцом становятся более натянутыми. Луи не воспринимает дочь как серьезного художника и не упускает момента отпустить колкость в ее сторону.

    В 1938 году Буржуа выходит замуж за Роберта Голдуотера, американского искусствоведа и будущего директора Музея первобытного искусства. Счастливые молодожены переезжают в Нью-Йорк. Голдуотер пленил художницу тем, что не был похож на отца. Он был степенным и рассудительным как Жозефина. Их союз был крепок и благополучен. Взрослая жизнь не принесла Луиз никаких потрясений. Она не знала бедности, у нее был верный любящий муж и трое детей: Мишель Оливье (усыновлен), Жан-Луи Тома и Ален Мэтью Клеман.

    Луиз с мужем и детьми

    Луиз с мужем и детьми

    В 1951 году умирает отец, и Луиз вновь впадает в депрессию. Чтобы разобраться в своих чувствах, она начинает посещать психоаналитика, но даже 30 лет терапии не смогли примирить ее с прошлым.

    Люблю ли я своего отца? Нет, не люблю! Я так и не примирилась с ним…Луиз Буржуа
    2. Творчество

    Луиз превратила детский травматический опыт в художественные произведения.

    Паучиха — центровая фигура в работах Буржуа. Она служит образом любимой матери, ткавшей гобелены. Художница говорила: «Моим лучшим другом была моя мать, и она была осмотрительной, мудрой, терпеливой, заботливой, разумной, грациозной, утонченной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук». Яйца, прикрепленные к брюшку паука, — символ материнской ответственности.

    "Maman" перед зданием музея современного искусства "Гараж" (Москва, 2015 г.)

    «Maman» перед зданием Музея современного искусства «Гараж» (Москва, 2015 г.)


    «Слепой, ведущий слепого» — двадцать розовых дощечек, скрепленных деревянным мостиком. Это и отсылка к картине Питера Брейгеля Старшего «Слепой ведёт незрячего», и к детским воспоминаниям Луиз, когда во время семейных обедов ей хотелось залезть под стол и не видеть лиц скандалящих родителей.

    Слепой, ведущий слепого, 1947 г.

    Слепой, ведущий слепого, 1947 г.


    «Разрушение отца» — фантазия об акте отмщения. Луиз объясняла скульптуру следующим образом: «Меня пугало то, что за обеденным столом отец постоянно к нам придирался, рисуясь и раздуваясь. По мере того как он рисовался, мы уменьшались. Внезапно возникло ужасное напряжение — тут мы — мой брат, сестра и мать — схватили его, затащили на стол, оторвали ему руки, ноги, расчленили его на части… Избиение закончилось тем, что мы его съели».

    Разрушение отца, 1974 г.

    Разрушение отца, 1974 г.


    «Клетка (Шуази)» — уменьшенная копия дома в Шуази-лё-Руа, где прошло детство Луиз. Нависшее над домом лезвие гильотины символизирует разрыв между прошлым и настоящим.

    Клетка (Шуази), 1990 - 1993 гг.

    Клетка (Шуази), 1990 — 1993 гг.


    «Опасный проход» — инсталляция, повествующая о девушке, которая совершает ритуал прохождения различных фаз жизни. Перед зрителем разворачиваются сцены ее жизни: стульчики, парта и качели напоминают о детстве, кости животных в пластиковых сферах символизируют цикл жизни и смерти; электрический стул — вину и наказание. Здесь также присутствуют иглы и нити, отсылающие к образу матери Луиз Буржуа и семейной мастерской по реставрации гобеленов. Последняя комната со скульптурным изображением пары в процессе соития символизирует страх секса, который Буржуа отождествляла со смертью. Висящие стулья напоминают об ее отце, который хранил свою коллекцию стульев подвешенной к потолочным балкам на чердаке.

    Опасный проход, 1997 г.

    Опасный проход, 1997 г.

    Сшитые из лоскутков ткани головы — символическое отражение переживаний Луиз Буржуа. Экспонаты сшиты из собственной одежды и постельных принадлежностей художницы.

    head

    «Внутри и снаружи» — обезглавленное мужское тело, застывшее в истерической дуге в окружении зеркал и зеркальных шаров. В этой работе Буржуа исследовала физическое проявление боли, страха и наслаждения.

    Внутри и снаружи, 1995 г.

    Внутри и снаружи, 1995 г.

    «Янус цветущий» — сплетенные воедино образы матери и отца, которые стали формирующим ядром ее противоречивой натуры. Скульптура носит имя двуликого бога из римской мифологии, который устремлен одновременно в прошлое и будущее. Луиз Буржуа назвала эту работу своим автопортретом.

    Янус цветущий, 1968

    Янус цветущий, 1968



    Она говорила, что её проблемы и травмы неизлечимы. Но искусство помогало ей чувствовать себя лучше. Давало поддержку, уверенность. Искусство было для неё психотерапией.Джерри Горовой, ассистент Луиз Буржуа


    Документальные фильмы о Луиз Буржуа:

    Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин / Louise Bourgeois: The Spider, the Mistress and the Tangerine (США, 2008 г.)



    Художественные фильмы с отсылкой на работы Луиз Буржуа:

    Враг / Enemy (триллер, 2013 г.)

    В фильме присутствует образ «Maman». Символ паука сходен по значению с интерпретацией Луиз Буржуа.

    "Maman" в фильме "Враг"

    «Maman» в фильме «Враг»


    Кожа, в которой я живу / La piel que habito (триллер, драма, 2011 г.)

    Один из главных героев подвергается насильственной операции по смене пола. Чтобы примириться с новой телесностью, он занимается йогой и изучает творчество Луиз Буржуа.

    Кадр из фильма "Кожа, в которой я живу"

    Кадр из фильма «Кожа, в которой я живу»

    Кадры из фильма "Кожа, в которой я живу"

    Кадры из фильма «Кожа, в которой я живу»



    Литература

    Читайте также

    Комментарии