Содержание

  • Биография
  • Творчество
  • Фильмы
  • Литература
  • >

    Пауки Луиз Буржуа

    17.08.2016

    Луиз Буржуа (1911-2010) - франко-американская художница, скульптор, исследовавшая в своих работах тему телесности и сексуальности

    1. Все проблемы родом из детства

    Каждый день ты должен либо отпустить свое прошлое, либо принять его. Те, кто не могут его принять, становятся скульпторами.Луиз Буржуа

    Луиз Буржуа родилась в Париже, но ее детство прошло в небольших французских городах Шуази-лё-Руа и Антони (О-де-Сен). Семья будущей художницы держала мастерскую по реставрации гобеленов и считалась зажиточной и благополучной. Луиз вместе с сестрой и братом всячески помогала родителям.

    Луиз Буржуа с матерью

    Малышка Луиз с матерью

    Однако за внешней идиллией скрывалась драма. Отец, придя с фронта, стал в открытую изменять жене. Его наиболее длительный роман был с гувернанткой Сэди Гордон, которая жила с ними около 10 лет и преподавала детям английский язык. Жозефина Буржуа закрывала глаза на неверность мужа. Луиз же, напротив, очень болезненно воспринимала происходящее. Она презирала отца и мечтала свернуть шею Сэди.

    Луиз Буржуа с отцом, братом и Сэди

    Луиз с отцом, братом и Сэди Гордон

    Добавлял масло в огонь деспотичный характер главы семейства. Луи изводил дочь придирками и всячески подчеркивал, что хотел бы иметь еще одного сына, нежели дочь.

    «Во время обеденных разговоров, когда отец рассуждал, какой он добрый и замечательный, я брала белый хлеб, смачивала его и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом…Луиз Буржуа

    В 1918 году Жозефина заболевает испанским гриппом и после 14 лет безуспешного лечения умирает. Луиз, тяжело переживая смерть матери, начинает изучать геометрию и философию в Сорбонне. В поздних интервью художница отмечала, что геометрия давала уверенность в противовес мучительной эмоциональной путанице. Параллельно Буржуа посещает парижские художественные студии на Манмартре и Монпарнасе.

    Отношения с отцом становятся более натянутыми. Луи не воспринимает дочь как серьезного художника и не упускает момента отпустить колкость в ее сторону.

    В 1938 году Буржуа выходит замуж за Роберта Голдуотера, американского искусствоведа и будущего директора Музея первобытного искусства. Счастливые молодожены переезжают в Нью-Йорк. Голдуотер пленил художницу тем, что не был похож на отца. Он был степенным и рассудительным как Жозефина. Их союз был крепок и благополучен. Взрослая жизнь не принесла Луиз никаких потрясений. Она не знала бедности, у нее был верный любящий муж и трое детей: Мишель Оливье (усыновлен), Жан-Луи Тома и Ален Мэтью Клеман.

    Луиз с мужем и детьми

    Луиз с мужем и детьми

    В 1951 году умирает отец, и Луиз вновь впадает в депрессию. Чтобы разобраться в своих чувствах, она начинает посещать психоаналитика, но даже 30 лет терапии не смогли примирить ее с прошлым.

    Люблю ли я своего отца? Нет, не люблю! Я так и не примирилась с ним…Луиз Буржуа
    2. Творчество

    Луиз превратила детский травматический опыт в художественные произведения.

    Паучиха — центровая фигура в работах Буржуа. Она служит образом любимой матери, ткавшей гобелены. Художница говорила: «Моим лучшим другом была моя мать, и она была осмотрительной, мудрой, терпеливой, заботливой, разумной, грациозной, утонченной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук». Яйца, прикрепленные к брюшку паука, — символ материнской ответственности.

    "Maman" перед зданием музея современного искусства "Гараж" (Москва, 2015 г.)

    «Maman» перед зданием Музея современного искусства «Гараж» (Москва, 2015 г.)


    «Слепой, ведущий слепого» — двадцать розовых дощечек, скрепленных деревянным мостиком. Это и отсылка к картине Питера Брейгеля Старшего «Слепой ведёт незрячего», и к детским воспоминаниям Луиз, когда во время семейных обедов ей хотелось залезть под стол и не видеть лиц скандалящих родителей.

    Слепой, ведущий слепого, 1947 г.

    Слепой, ведущий слепого, 1947 г.


    «Разрушение отца» — фантазия об акте отмщения. Луиз объясняла скульптуру следующим образом: «Меня пугало то, что за обеденным столом отец постоянно к нам придирался, рисуясь и раздуваясь. По мере того как он рисовался, мы уменьшались. Внезапно возникло ужасное напряжение — тут мы — мой брат, сестра и мать — схватили его, затащили на стол, оторвали ему руки, ноги, расчленили его на части… Избиение закончилось тем, что мы его съели».

    Разрушение отца, 1974 г.

    Разрушение отца, 1974 г.


    «Клетка (Шуази)» — уменьшенная копия дома в Шуази-лё-Руа, где прошло детство Луиз. Нависшее над домом лезвие гильотины символизирует разрыв между прошлым и настоящим.

    Клетка (Шуази), 1990 - 1993 гг.

    Клетка (Шуази), 1990 — 1993 гг.


    «Опасный проход» — инсталляция, повествующая о девушке, которая совершает ритуал прохождения различных фаз жизни. Перед зрителем разворачиваются сцены ее жизни: стульчики, парта и качели напоминают о детстве, кости животных в пластиковых сферах символизируют цикл жизни и смерти; электрический стул — вину и наказание. Здесь также присутствуют иглы и нити, отсылающие к образу матери Луиз Буржуа и семейной мастерской по реставрации гобеленов. Последняя комната со скульптурным изображением пары в процессе соития символизирует страх секса, который Буржуа отождествляла со смертью. Висящие стулья напоминают об ее отце, который хранил свою коллекцию стульев подвешенной к потолочным балкам на чердаке.

    Опасный проход, 1997 г.

    Опасный проход, 1997 г.

    Сшитые из лоскутков ткани головы — символическое отражение переживаний Луиз Буржуа. Экспонаты сшиты из собственной одежды и постельных принадлежностей художницы.

    head

    «Внутри и снаружи» — обезглавленное мужское тело, застывшее в истерической дуге в окружении зеркал и зеркальных шаров. В этой работе Буржуа исследовала физическое проявление боли, страха и наслаждения.

    Внутри и снаружи, 1995 г.

    Внутри и снаружи, 1995 г.

    «Янус цветущий» — сплетенные воедино образы матери и отца, которые стали формирующим ядром ее противоречивой натуры. Скульптура носит имя двуликого бога из римской мифологии, который устремлен одновременно в прошлое и будущее. Луиз Буржуа назвала эту работу своим автопортретом.

    Янус цветущий, 1968

    Янус цветущий, 1968



    Она говорила, что её проблемы и травмы неизлечимы. Но искусство помогало ей чувствовать себя лучше. Давало поддержку, уверенность. Искусство было для неё психотерапией.Джерри Горовой, ассистент Луиз Буржуа


    Документальные фильмы о Луиз Буржуа:

    Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин / Louise Bourgeois: The Spider, the Mistress and the Tangerine (США, 2008 г.)



    Художественные фильмы с отсылкой на работы Луиз Буржуа:

    Враг / Enemy (триллер, 2013 г.)

    В фильме присутствует образ «Maman». Символ паука сходен по значению с интерпретацией Луиз Буржуа.

    "Maman" в фильме "Враг"

    «Maman» в фильме «Враг»


    Кожа, в которой я живу / La piel que habito (триллер, драма, 2011 г.)

    Один из главных героев подвергается насильственной операции по смене пола. Чтобы примириться с новой телесностью, он занимается йогой и изучает творчество Луиз Буржуа.

    Кадр из фильма "Кожа, в которой я живу"

    Кадр из фильма «Кожа, в которой я живу»

    Кадры из фильма "Кожа, в которой я живу"

    Кадры из фильма «Кожа, в которой я живу»



    Литература

    Читайте также

    Комментарии