Содержание

  • Предпосылки
  • 1 день эксперимента
  • 2 день эксперимента
  • Критики и сторонники
  • Упражнение "Голубоглазые против кареглазых"

    06.03.2016

    «Голубоглазые против кареглазых» — упражнение, направленное на понимание проблем расизма

    Автор упражнения: Джейн Эллиотт, учитель начальных классов.
    Участники: ученики 3 класса.
    Длительность: 2 дня.
    Место проведения, дата: школа г. Райсвилл, штат Айова, США, 1968 г.

    Джейн Эллиотт старалась привить ученикам терпимость к расовым различиям. На уроках они изучали культуру коренных народов Америки, мастерили бумажные вигвамы и устраивали месяц национального героя. Так, февраль был посвящен Мартину Лютеру Кингу — борцу за права афроамериканцев.

    4 апреля 1968 года Кинг был убит. Эллиотт возмутило поведение репортера вечерних новостей. Белый мужчина беседовал с афроамериканцами и иронизировали над их утратой. Но если взрослый человек был так циничен, то как на эту новость отреагируют дети?


    Джейн Эллиотт

    Джейн Эллиотт в программе «The Event: How Racist Are You?» (2009 г.)


    Ученики жили среди белого населения и о проблеме расизма знали со слов Эллиотт. Чтобы они прочувствовали несправедливость этого явления, она запланировала необычное упражнение.

    1 день: голубоглазые

    В начале урока Эллиотт попросила описать чернокожих и индейцев. «Тупицы», «негр», «ниггер», «отсталый» — сыпали расистскими стереотипами ученики. Убедившись, что обычные уроки толерантности не приносят результатов, она предложила поиграть. Дети согласились.

    Эллиотт сообщила, что голубоглазые лучше, умнее, честнее кареглазых. Первых она пересадила на передние парты, а вторых – на задние. Голубоглазые получили дополнительные 5 минут к перемене, двойную порцию ланча, доступ к игровой площадке и похвалу учителя. Кареглазым запрещалось играть с голубоглазыми и пользоваться питьевым фонтанчиком. Они, словно прокаженные, пили из стаканов и на перемене стояли у края площадки. В добавок ко всему, каждому кареглазому повязали цветную ленту.

    Через несколько часов класс превратился в миниатюрную модель существующего общества. Голубоглазые дразнили кареглазых, ябедничали на них учителю, дрались с ними в школьном дворе. Кареглазые стали робкими и нерешительными.

    Из воспоминаний кареглазых: «Это был самый ужасный день в моей жизни», «Когда к тебе так относятся, то пропадает всякое желание что-либо делать», «Миссис Эллиотт настроила против нас наших лучших друзей».

    2 день: кареглазые

    Эллиотт сказала, что ошиблась, и что кареглазые лучше голубоглазых. Она велела кареглазым повязать ленты на голубоглазых, и те с ликованием сделали это. Поведение групп было зеркально похожим.

    Из воспоминаний голубоглазых: «Я был как собака на коротком поводке», «Меня как будто посадили в тюрьму», «Так паршиво мне еще никогда не было».

    Эллиотт отметила взаимосвязь между отношением к ученику и его успеваемостью. Третьеклассники выполняли задание на время. Результаты:

      Голубоглазые: первый день – 3 мин., второй день – 4 мин. 18 сек.
      Кареглазые: первый день – 5 мин. 30 сек., второй день – 2 мин. 30 сек.

    Таким образом, позитивное отношение учителя и класса повышает успеваемость ученика.

    К концу учебного дня Эллиотт разрешила снять ленты, и они вместе обсудили случившееся. Ученики ощутили на себе несправедливость и деструктивность дискриминации. Они с большей готовностью стали принимать людей других рас и культур [1, 2].


    Фрагмент из документального фильма «Разделенный класс / A Class Divided» (1985 г.)
    Критики и сторонники

    Упражнение «Голубоглазые против кареглазых» вызвало множество споров и критики. Так, Айвор Гудсон, профессор и автор ряда образовательных программ, отмечал его неэтичность, поскольку участники не были осведомлены о целях и задачах. Профессор истории Пенсильванского университета Алан Чарльз Корс утверждает, что упражнение потеряло актуальность. С момента его создания произошли колоссальные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общества. Сегодня упражнение не обличает расизм, а воспитывает чувство вины у людей с белой кожей.

    Социолог Амитай Этциони и психолог-педагог Мишель Борда, напротив, уверены, что такие уроки способствуют личностному росту и развитию эмпатии у школьников. По мнению американского психолога Филиппа Зимбардо, упражнение демонстрирует глупость и нелогичность стереотипов.

    Несмотря на не стихающую критику коллег и прессы, Джейн Эллиотт продолжает свое дело. Она выступает на телевидении и ведет корпоративные тренинги [3].

    Литература

    Читайте также

    Комментарии