Содержание

  • Главный герой и его личности
  • Символ паука
  • Комментарии
  • >

    Разбор фильма "Враг / Enemy" (2013 г.)

    16.08.2014

    Dr. Freud рассуждает о смысле фильма "Враг", пауках и диссоциативном расстройстве идентичности

    Данную статью рекомендуется читать после просмотра фильма «Враг» (Enemy, 2013 г.).

    Всем привет! С вами Dr.Freud, и сегодня мы будем препарировать «Врага» Дени Вильнёва. Ну-с, начнем!

    Предположим что, главный герой страдает диссоциативным расстройством идентичности. Обычно при диагностике такого расстройства ссылаются на детскую психотравму, но в данном случае причина кроется в непереносимом внутриличностном конфликте.

    Попробуем воссоздать образ главного героя до болезни: это женатый молодой человек, мечтающий об актерской карьере и ведущий разнузданный образ жизни (любовница, секс-вечеринки и т.п.). И вдруг, в один прекрасный момент он узнает, что его жена беременна. Чем это может обернуться для него? С одной стороны, появление ребенка несет в себе дополнительную ответственность, прощание с беззаботной молодостью, свободой, а, возможно, даже и с мечтою. С другой стороны, гнетущее чувство вины мешает ему (физически) оставить беременную женщину. В конечном итоге, под напором противоречивых чувств и желаний его личность распадается на Адама и Энтони.

    Коллега: «Ты смотришь фильмы в свободное время?»
    Адам: «Я… Я не любитель… Я не очень люблю кино…»

    Адам Белл сбегает на съемную квартиру (слова матери в начале фильма: «Спасибо, что ты мне показал свою новую квартиру, но как ты можешь так жить?»), устраивается учителем истории и заводит подружку Мэри, которая не требует серьезных отношений. Амнезируя события прошлой жизни, эта часть личности как бы выкристаллизовывается от всего лишнего (обмана, измен, несбыточной мечты). Так, на вопрос коллеги, любит ли он фильмы, Адам отвечает отрицательно. От цельной личности остается только нелюбовь к чернике и связь с матерью. На первый взгляд кажется, что его жизнь — это сплошной «день сурка» (лекции — дом — Мэри), но он доволен ею.

    Фактически он реализовал все свои стремления. Во-первых, он не безызвестный актер второго плана, а преподаватель, получающий внимание от своей основной публики — студентов. Во-вторых, он ведет активную половую жизнь и свободен от цепкой паутины семейного быта, которого так боится. Смог бы он добиться этого в прежней жизни? Вряд ли! Амбиции Энтони не позволили бы стать учителем, а отношения с Хелен настолько запущены, что требуют титанических усилий для восстановления. Она не доверяет мужу, обыскивая его карманы и просматривая телефон. Тот самый «тотальный контроль», который ему удалось избежать и о котором он с таким упоением рассказывал учащимся.

    Из телефонного разговора:
    Адам: «Я звоню Дэниелу Сент-Клер, актеру. Если не ошибаюсь, это его псевдоним?
    Хелен: «Да!» *смеется*

    Вторая личность — Энтони Клэр (Дэниэл Сент-Клер), дерзкий и импульсивный тусовщик в кожаной куртке, разъезжающий на мотоцикле. Его имя – это псевдоним, под которым герой когда-то играл второсортные роли. Хелен не привлекает его сексуально, он под любым предлогом стремится покинуть ее. Несмотря на то, что в актерском агентстве его не видели около шести месяцев, он постоянно отлучается по каким-то важным делам. Примечательно, что шесть месяцев протекает беременность Хелен, а возможно и столько же длится безумие и вторая жизнь главного героя.

    Чтобы материализовать страх главного героя, режиссер вводит образ паучихи. Не самой Хелен боится герой, а ее материнства и тех метаморфоз, что происходят с ее телом. По Фрейду, паук – это символ разгневанной матери. Фильм также перекликается с биографией художницы Луиз Буржуа. В одном из кадров появляется ее ожившая скульптура «Maman». Буржуа сравнивала свою мать с умной и трудолюбивой паучихой, а самым травматическим воспоминанием ее детства были постоянные измены отца.

    Таким образом, Хелен – разгневанная паучиха, плетущая паутину семейного бытия, откуда тщетно пытается выбраться Адам-Энтони.

    Раскрывающими смысл фильма «Враг» становятся слова матери: «Меньше всего тебе нужны встречи со странными людьми в отелях. Хватит того, что ты не можешь ужиться с женщиной (Хелен). Ты мой единственный сын, у тебя хорошая работа (преподавание), неплохая квартира (их квартира с Хелен и правда хороша), и раз уж мы откровенны, пора уже перестать строить иллюзии насчет актерской карьеры». Мать пытается образумить его и вернуть в семью, а в это время над городом победоносно шествует Maman.


    Maman в фильме «Враг / Enemy»

    Maman в фильме «Враг / Enemy»

    Мать главного героя – это гигантский паук, подобный скульптуре Луиз Буржуа, а беременная Хелен — маленький паучок.


    «Maman» Луиз Буржуа. Скульптура установлена возле Национальной галереи, Канада

    «Maman» Луиз Буржуа. Скульптура установлена возле Национальной галереи, Канада


    Властная опекающая мать (обращается с ним как с ребенком, указывает, что делать; заставляет есть ненавистную чернику) и отсутствие связи с отцом – не тут ли кроются корни страха семейных взаимоотношений?

    Возврат к целостности личности приходит во время встречи в мотеле. Две противопоставленности сходятся и смотрят друг другу в глаза. Адам понимает, что ему придется вернутся к тому, от чего бежал. Он тщетно пытается ускользнуть от Энтони (Адам: «Это плохая идея, боюсь я сделал ошибку»), но тот вынуждает поменяться с ним местами.

    При встрече Хелен видит изменения в поведении мужа, просит остаться. В момент их воссоединения, Энтони и Мэри погибают в автокатастрофе. Возможно автокатастрофа была метафорична, т.е. Адам осознает свою прошлую жизнь, бунтарский дух Энтони и либидозная энергия в виде Мэри угасают. Трещины бокового стекла перевернутой машины расползаются в виде паутины — паучиха победила, герой решает остаться в семье. Однако внутриличностный конфликт не решен и как говорил Адам студентам: «такая модель всегда повторяет себя в истории…»

    Финальная сцена: Хелен принимает душ, а Адам, примеряя одежду, находит ключ от private-бара. Для него не секрет, пропуском в какой мир служит этот ключ. И он вновь поддается искушению. «Хелен, у тебя есть планы на вечер? Мне сегодня нужно будет уйти» — говорит он жене, а в ответ слышит пронзительное паучье шипение. Лицо Адама преображается в недовольную мину Энтони. Можно предположить, что в этот момент жена вновь начинает его упрекать, но в его глазах она всего лишь брюхатый паук.


    Благодарю за внимание, а также за указание обратной ссылки при копировании статьи



    Читайте также

    Комментарии

    Артём2015-01-09
    Если бы не этот ресурс)) Смысл картины сума свёл бы. Спасибо
    Денис2015-05-22
    Аналогично, спасибо большое автору статьи!!!
    Яна2015-01-26
    Спасибо) самое понятное толкование
    Yulya2015-02-16
    Автору респект! Два дня пыталась додумать смысл картины. Прочла много отзывов с жалкими попытками выразить всю суть происходящего в сюжете. Но этот трактат самый лучший. Большое вам мерси)
    Александр2015-03-15
    Спасибо за объяснение!
    Hilal2015-03-29
    Пиздец,вот это мозг варит у режисера.Круто.
    Hilal2015-03-29
    А как вы объясните сцену,где беременная встретила учителя в университете?о.О
    dr. Freud2015-03-29
    Адам - это часть личности, которая вытеснила из своей памяти все, что связано с травматической ситуацией (жену, будущего ребенка, семейные взаимоотношения, несбыточные мечты). Когда Хелен пришла к нему в университет, то встретила уже другого незнакомого человека.
    Елизавета2015-03-31
    Спасибо большое автору!!!!Поняла суть фильма только благодаря вам=)
    ФилосOFF2015-03-31
    у меня мысль появилась. если ты думаешь,что твоя жизнь - полное г. Не отчаивайся! возможно у твоей второй личности дела идут еще хуже
    Basil2015-04-19
    Автору огромное спасибо. Мне кажется, что разобраться в этом мессиве (фильме) было на порядок сложнее, чем написать сценарий. Предлагаю автору попробовать себя в качестве сценариста - выйдет на порядок лучше чем у создателей фильма. С благодарностью и уважением.
    Kirpich2015-04-21
    Чуть мозг себе не порвал от этой кинохи,(так то понял что раздвоение личности)вроде все ясно становилось как какая-то деталь все обламывала.а в тот момент когда любовница запаниковала за отпечаток на пальце от кольца?почему она раньше его не видела?может они не виделись пол-года или вообще он ее воображал? --- Или просто выбросить этот момент из головы?)) вся сцена с любовницей была воображаемой?так он избавился от личности крутого перца в кожанке?или че там
    dr. Freud2015-04-21
    Хорошо, что вы обратили внимание на эту деталь. Полагаю, что разрыв с Мэри имел место быть. Помните тот момент, когда во время интимной близости она отталкивает Адама, собирается и уходит, бросая фразу: "Я позвоню завтра". А Адам переворачивается на другой бок и засыпает. Возможно, тогда и был скандал.
    Видим ли их вместе потом? Да, но только глазами Энтони, когда они утром выходят из дома. Но на болезненные переживания главного героя невозможно опираться и утверждать то, что это было на самом деле. Мы можем доверять только Хелен, Мэри и его матери.

    Если верить тому, что показано зрителю, то возникает куча вопросов. Мэри кричит «Кто ты? Не трогай меня». Но потом она почему-то садится к нему в машину, и они начинают выяснять отношения. Их диалог:
    Мэри: Зачем ты так со мной?
    Энтони: Да как я с тобой? …. Меня это уже достало. С тобой даже не о чем не поговорить,ты ведешь себя как ребенок.
    Мэри: Ты скотина, ничтожество. Ты ни на что не способен.

    Странный разговор, если учесть, что они как бы видят друг друга впервые.
    Попытаюсь резюмировать. То есть на одной из встреч с Адамом Мэри все-таки заметила след от кольца, и они ссорятся. Конфликт как бы «вырезан» из его памяти, потому что связан с травмирующей ситуацией (жена, беременность, ответственность). На этом их встречи закончились. По мере того, как главный герои начинает вникать в происходящее этот конфликт начинает всплывать в памяти, но предстает в искаженном варианте.
    Алексей2016-09-02
    блестяще! как в хорошей головоломке ключ ВНЕЗАПНО расставляет всё по местам. Вот только ЭТО получается уже какое-то синкретическое искусство, пост-пост-модернизм, когда для получения эстетического эффекта потребитель должен получить и внутри себя обработать на первый взгляд независимую информацию из разных источников. Сложно, но красиво. И при этом балансировать на грани непрофессионализма - ведь те, кто не понял винить будут в первую очередь режиссёра этого переусложнённого шоу, со многими вытекающими оргвыводами...
    Олег2015-04-21
    Привет, Фрейд! Вопрос! Какая личность выдуманная, а какая реальная?
    dr. Freud2015-04-21
    Привет, Олег! Отвечу цитатой из фильма Писака (2014 г.):

    Пациентка с расстройством множественной личности: Все мои жизни, Синклер… Какая из них я?
    Доктор Синклер: Если ты про свои личности, то они все являются продолжением тебя.
    Сергей2015-04-21
    Я конечно всё понимаю, но как можно описать их встречу на 2-х разных транспортных средствах ? мотоцикл и автомобиль они реальны.
    dr. Freud2015-04-22
    Какую конкретно встречу вы имеете в виду?
    Сергей2015-05-04
    видимо когда на мотоцикле Энтони обгоняет едущего в машине Адама
    Мария2015-05-23
    Я постараюсь ответить на Ваш вопрос. Возможно, встреча двойников вовсе не проходила в физическом плане, но в подсознании Адама. И тот факт, что они встретились на 2х транспортных средствах было не реально. И то, что Энтони обгоняет Адама, несмотря на то, что Адам покинул отель первым, говоря, что их встреча была ошибкой,могло означать, что личность Энтони еще не готова исчезнуть/уступить.
    Dexter9962015-07-05
    Как вы объясните про шрам не зря в фильме и его показали? Я думаю шрам появился после аварии в конце фильма. И может фильм имеет друоое объяснение.
    dr. Freud2015-07-08
    Может быть Вы правы, а может о шраме упоминается для того, чтобы показать, что Адам и Энтони не братья-близнецы, а один и тот же человек
    Витя2015-08-19
    А как же сообщение по радио на следующее утро, когда в душе моется жена Хелен?
    dr. Freud2015-08-20
    По радио передавали, что на некой Лейдж-роуд образовалась пробка из-за утренней аварии. Но автокатастрофа с Энтони произошла ночью, а главное на закрытом участке дороги, о чем свидетельствуют дорожные знаки. 1
    Витя2015-09-08
    Речь не о том, когда была эта авария: ночью или утром (она вообще была давно до происходящих в фильме событий). А о том, что жена в курсе этой самой аварии. Т.е. авария была на самом деле, о чем и свидетельствует шрам, который напоминает о "грязном" прошлом. А сообщение об аварии по радио также напоминает жене о плохом прошлом ее мужа, потому она его выключает не дослушав.
    Азат2015-08-20
    Нужно вспомнить что главному герою учителю постоянно звонит его мать, и он не берет трубку. В начале фильма мы слышим ее голос в автоответчике, это тот же голос что и у матери актера. Учитель и актер видят друг друга, но другие не видят их вместе никогда. И еще - порванное фото в доме учителя и такое же фото в доме актера о многом говорят. Кто еще на фото?)
    dr. Freud2015-08-26
    Прошу прощения за то, что не получилось вовремя ответить. Ответ опубликую чуть ниже.
    pirahna2015-08-23
    Спасибо большое Вам, dr. Freud. Всё прояснилось
    katearcher2015-08-23
    Фильм производит сильное впечатление, и оставляет зрителя с приоткрытым ртом и широко раскрытыми глазами, с желанием задать режиссеру тысячу вопросов. Благодаря представленному обзору на часть вопросов обретаются ответы, однако, все же неясными остаются некоторые вещи, например упоминавшаяся выше фотография в доме Энтони/Адама, кто та девушка? Логика (если она здесь уместна) подсказывает, что это должна быть Хелен, разорванная пополам фотография у Адама, вероятно символизирует конфликт Энтони с Хелен и появление Адама.. Второе - что, черт возьми, означает сцена в самом начале фильма - с обнаженными женскими телами и пауком, которого собирались раздавить? И последующий сон Энтони (или Адама) с женщиной-арахнидом, идущей по потолку?
    dr. Freud2015-08-26
    katearcher, поддержу Ваше предположение по поводу разорванной фотографии. Кстати, на нижней полке тоже стоит фотография этой девушки и она все более похожа на Хелен.   2   Нынешняя Хелен с другим цветом волос и более округлым из-за беременности лицом, но может быть год назад она выглядела именно так.   enemy   Про первый эпизод в фильме. Думаю, его не нужно понимать буквально. Это скорее представление душевных терзаний главного героя: столкновение эгоистичного холостяцкого мира, который изображен в виде атмосферы приват-клуба и молчаливых господ, наслаждающихся видом женских тел, и семейной жизни в виде паучихи.   Женщина-паук снится Адаму. Днем он сталкивается с Хелен в университете, а ночью его подсознание реагирует вот таким вот тревожным сном.
    Natalia2015-09-04
    Привет, а для меня не всё так очевидно как для Вас! Фотография в доме Энтони целая, а у Адама фото порвано. Это меня наталкивает задуматься о времени происходящего и тут я совсем путаюсь. Как я понимаю у него раздвоение личности и они сталкиваются в жизни. Супруга это понимает и хочет. чтобы с ней остался учитель истории, а не гулёна. Он не расстается с супругой ни на день, т.е. он в течении дня меняется несколько раз, но как он живет в двух местах? У меня взрыв мозга))) Может быть в третий раз пересмотреть)))
    dr. Freud2015-09-04
    Привет, Natalia! При таком образе жизни и большом количестве свободного времени вести двойную жизнь не так уж и сложно. Энтони постоянно отлучается то на прогулку, то на длительную пробежку, то просто "по делам". Адам также не всегда занят работой. Как обычный преподаватель он может появиться в институте 2-3 раза в неделю, да и Мэри не часто к нему заглядывает. Natalia, после Вашего комментария мне захотелось пересмотреть эпизод с этой фотографией. И оказалось, что вещи Адама находятся в коробках. Это я к подтверждению теории о недавнем переезде главного героя. 1 Чтобы сравнить свое изображение, он ныряет в одну из картонных коробок и достает пачку фотографий, среди которых и находит часть той фотографии. Но зачем он ее взял с собой? Полагаю, что разорванная фотография - это демонстрация того, как сильно главный герой хотел убрать воспоминания о Хелен из своей жизни.
    Natalia2015-09-04
    Спасибо, что ответили. Получается, что он ушел от супруги, раз его вещи в коробках и фото уже порвано. И как мне кажется Энтони младше Адама. И его мать знает обе его стороны. (Про актерскую карьеру и чернику.....) Ну а про след от кольца, тут я в замешательстве пока. Замечательный фильм, если фильм заставил думать и вспоминать о нем, то это потрясающе. Посмотрю в третий раз, может еще что-нибудь увижу)))
    dr. Freud2015-09-04
    Natalia, пожалуйста, задавайте вопросы. Вместе мы быстрее разгадаем ребус этого фильма. Все ж думаю, что действие происходило в одно время. Если исходить из того, что Адам или Энтони - это прошлое, то как можно объяснить то, что Хелен днем видела Адама в университете, а вечером рассказывала об этом Энтони?
    Natalia2015-09-20
    Пересмотрела еще раз))) Я собрала для себя этот пазл, теперь мне всё понятно и очевидно! Только один момент: след от кольца не дает мне покоя. Но тут скорей всего и не надо на нем зацикливаться. В постельной сцене Энтони говорит Мэри, что след всегда был! Возможно так и есть, либо в последнее время они виделись меньше и он больше прибывал в разуме Энтони, а не Адама.
    Инга2015-11-20
    След от кольца появился так как он принял решение расстаться с любовницей и как бы вообразил этот конфликт...
    Маша2017-06-26
    Я думаю,она не видела след от кольца,потому что каждый вечер они занимались любовью в одной позе и в темноте,и только в последней сцене у них был страстный секс при свете,вот она и увидела.
    Иван2015-09-10
    Огромное спасибо автору статьи! А еще приятно осознавать, что остались люди с пытливым умом. Но увы, судя по рейтингам IMDb и кинопоиска, таких меньшинство.
    алтын2015-09-13
    Хелен еще спрашивала как прошли занятия,чтобы проверить кто в данный момент с ней ?
    Валентин2015-09-14
    Я думаю каждый парень извлек полезную толику из этого фильма.. Вам не затащить меня в свою липкую паутину, чертовы паучихи!!!
    Александра2015-09-19
    Фильм-шок! Пребывала в состоянии недоумения двое суток. Чувство было такое, что меня просто поимели в мозг.. Спасибо автору рецензии, что пролил свет на 99% картины. Остался лично у меня один кусочек этого пазла, который я вот как поняла. А именно: разговор Адама, притворившемся Энтони, со швейцаром в лифте. Последний намекает, что просто обязан вернуться в ТОТ клуб, но он сменил адрес и что-то там про ключи, которые, видимо, сменили и дубликат как раз лежит в том конфиденциальном конвертике. Если вспомнить начало, то по коридору идет герой (очевидно, пока что целостная личность) и крутит в руках этот ключ, за ним идет как раз этот самый швейцар. Полагаю, что финал фильма можно интерпретировать и как начало этого же фильма. Вывод мой такой же как как и у dr.Freud - Энтони вновь возымел над Адамом. P.S. А помните, всю боль Хелен, после ее встречи с Адамом в университете?!? Помните, как она рассказала об этой встрече Энтони?!? Он в недоумении: "О чем ты таком говоришь?", а она в слезах : "Мне кажется, ты прекрасно знаешь, что происходит". Она поняла, что измены неспроста, она поняла что муж слетел с катушек по-настоящему.
    Мари2015-09-27
    Еще поправка: жена-блондинка и любовница - это вымышленные женщины. Настоящую беременную жену показывают в начале фильма и это не Хелен, как и на фото не она. А другая женщина
    Ирина2015-11-17
    Об этом в комментариях упоминала Мари 27.09.2015
    Алекс2015-09-30
    В фильме присутствуют еще два сильных образа - черника и туфли. Черника во фрейдистском толковании снов символизирует сексуальный контакт. Если чернику во сне ест мужчина - он стремится к многообразным сексуальным связям с очень красивыми женщинами. Энтони любит чернику и в одном эпизоде говорит Хелене, что черника дома должна быть постоянно и свежая, а не консервированная. Консервированная черника - это сразу привлекло мое внимание. Скорее всего метафорично Энтони говорит о сексе, что секс должен быть всегда, в случае же с Хеленой она скорее всего дает ему суррогат секса (предположительно ласкает его рукой), сцена, когда Адам лег с ней в постель. Адам же отказывается от черники и говорит, что не любит ее, скорее всего потому, что секс не имеет для него такого значения, как для Энтони. Второй образ - это туфли. Красивая замысловатая босоножка, которой собираются раздавить паука, леопардовые туфли Мэри, на которые смотрит Энтони и растоптанные разношенные красные туфли Хелены. Предположительно это тоже аллегория секса, красивая босоножка - новизна и разнообразие, возможно необычный секс с проституткой, леопардовые туфли - что-то новенькое в сексе с незнакомой женщиной, соблазн. Ну а разношенные туфли - комфортный, но знакомый до каждого движения секс с женой. Еще одна догадка, что распад личности Адама/Энтони образно произошел в момент раздавливания паука (начало фильма - проститутка заносит босоножку над пауком). Сам момент нам не показывают, лишь косвенно на это намекают. Возможно распад личности произошел отчасти из-за конфликта с матерью (в том числе), это подтверждает звонок его матери в начале фильма, из которого понятно, что произошел какой-то конфликт.
    Natalia2015-10-06
    А мне кажется, что это Хелен) Даже грудь такая же))) А на фото и правда не похожа, но это скорей всего из-за макияжа. Хотя может и Ваша правда!
    Natalia2015-10-06
    Круто, Вы молодец!!!! Полностью согласна. И на счет момента распада личности. Именно в тот момент, когда паука давили, он закрыл лицо руками, тут то всё и началось!
    Марат2015-10-11
    Про след от кольца, который раньше не замечала любоница. Возможно он проявился из-за загара, который появился после пробежки главного героя, не зря он даже акцентировал внимание на этом, упомянув что на улице очень жарко.
    Анна2015-10-14
    Спасибо автору! Прочитала сразу после просмотра:всё стало ясно.
    Алиса2015-11-08
    Огромное спасибо автору! Большинство фильмов, которые все мы смотрим не имеют метафор, сюжет разжеван донельзя:) И после этого подобные фильмы кажутся бессмыслицей, которую мозг не особо старается разгадать, пытается сослаться на то, что это очередной бессмысленный фильм... Благодаря Вам теперь открылся совершенно новый взгляд:) еще раз спасибо!
    Виктор2015-11-10
    Здравствуйте, фильм конечно будет сидеть у меня в голове долго, но почему бы не предположить, что все это сон? Ведь после просмотра фильма он уснул, где и видел фильм. Может этот сон был настолько продолжительным, что в конце фильма, когда Хелен была пауком, он его осознал. Осознал, что это был сон, и трудно, но все же облегченно вздохнул. Как вам такая идея?)
    dr. Freud2015-11-14
    Здравствуйте, Виктор! Очень интересная идея. Получается, что Адам уснул за просмотром фильма и в полудреме ему показалось, что он среди персонажей увидел себя?
    Jana2015-11-12
    Благодарность автору за организацию хаоса. Обдумываю постоянно концовку и не дает мне покоя его вздох... То ли облегчение, то ли безысходность. Предлагаю свою версию, в которую хочу верить. В начале видим маленького паука, которого собирается раздавить женская нога - так главный герой пытался избавится от навящивого образа жены-паучихи. Но в конце мы видим огромного паука, который совсем не нападает, а наоборот смущенно прячется. Мне кажется, в этот момент происходит полное воссоединение личностей героя и он вздыхая понимает, что так тому и быть - никуда он не денется от жены, обязанностей и будущего ребенка.
    Андрей2015-11-13
    Очень неплохая идея концовки). Автору сайта стоит обратить на неё внимание.
    dr. Freud2015-11-14
    Jana, соглашусь с Андреем, хорошо подмечено. Как Вы думаете, что ждет главного героя, бегство в болезнь или принятие реальности?
    Юрий2015-11-05
    После просмотра картины я понял как и многие то, что ничего не понял, а только догадки. Благодаря автору этого разбора все стало предельно ясно, большое спасибо за труды. С одной стороны гениальная картина, представляю какова книга. Приношу свою искреннюю благодарность и желаю творческих успехов.
    Ирина2015-11-14
    Добрый день! Спасибо за эту статью! Посмотрела фильм два раза, прочитала статью и всё равно остались вопросы. Беременная девушка на первых секундах фильма сидит на кровати у Адама (можно определить по отсутствию изголовья и белой лампе слева от кровати). Она брюнетка. Думаю, что это одна и та же девушка что и на фото в рамке, которая стоит в квартире Энтони. 1 2
    Наталия2015-11-16
    Я в шоке, теперь я вообще ничего не понимаю. Как она попала в его квартиру, в какой момент?
    Наталия2015-11-16
    Ирина, благодаря Вашим фото, я вдруг заметила, что она не в своей шикарной квартире, а в квартире преподавателя!!! Вам так не кажется???
    Екатерина2015-11-17
    Все предельно понятно! Спасибо автору) все нюансы и мелкие подробности были сразу прозрачны)) спасибо, что помогли додумать dr.Freud! Наталия, изначально, если вы внимательно смотрели, учитель якобы ищет своего двойника в интернете, находит фото и подставляет свое фото,чтобы сравнить ( там оборванный кусок фото в рамке, т. е. без жены) ... потом когда "Адам" приходит домой якобы к Энтони в конце фильма, он видит свое фото, только уже не оборванное,а целое с женой. По поводу Хелен (жены), это она и вовсе не брюнетка, такая цветокоррекция в фильме.. Кстати вначале, когда ее показывают, и когда Энтони в приват-клубе, женщины приносят на блюде паука и одна давит его, тем временем Энтони смотрит на это...
    Ирина2015-11-17
    Наталия, так и есть. ) Я скачала роман "Двойник" Жозе Сарамаго и уже начала читать. )
    Саша2015-11-17
    Ну вы, ребята, даете) спасибо всем большое за комментарии и пояснения.
    Тайман2015-11-18
    Здравствуйте.А что вы скажете по поводу аварии? Кто был за рулем,кто погиб?
    Артур2015-11-20
    Цвет волос жены. В начале фильма и на фото мы видим девушку с естественным цветом волос, но позже у нее волосы светлые как у любовницы. Во время первой ссоры становится ясно, что она знает о любовнице. Предполагаю, что она копирует внешний вид любовницы, чтобы удержать мужа.
    Анатолий2015-11-21
    когда беременная сидела рядом с историком, он уходил, а она позвонила своему муж, тот ответил: - да, детка. Это типо что бы нас вообще запутать?
    Евгения2015-11-26
    Но ведь ответил он на телефонный звонок, только после того, как Адам скрылся за стеной здания. И по выражению лица Хелен в тот момент, кажется, что она понимает на сколько болен её муж.
    Ирина2015-11-27
    "Хаос- это порядок, который нужно расшифровать… Созидательное свойство памяти… - Запоминание чего-то или кого-то возможно только благодаря последовательности ассоциаций… они в свою очередь всегда окрашены эмоциями…" - смысл этих фраз поняла только после 4го просмотра фильма и ваших комментариев))) Спасибо, И после "осознания", кстати, каждая сцена фильма, каждый его эпизод ("бессмысленные" до этого)- несёт в себе тонкий смысл и определенный подтекст- фразы, слова, эмоции, и конечно нарезка картинок...) Спасибо автору и всем участникам обсуждения!)
    Андрей2015-11-27
    Хотел бы ещё обратить внимание на некоторые моменты: - песочно-тусклые тона, в которых снят фильм - тона психического недуга; - иногда ощущение, что город безлюдный - указание на то, когда реальность (с людьми), когда - воображаемая реальность? - обычно в фильмах альтер эго героя - супермен, а здесь - наоборот. Интересный ход.
    Лера2015-11-30
    Спасибо за вашу статью.Она действительно многое разъяснила,но вопрос о времени событий для меня все же еще не выяснен. Не покидает мысль о том, что события фильма происходят в разное время. Может ли быть так, что авария произошла раньше, у главного героя остался шрам, жена узнала о любовнице, и авария осталась для нее напоминанием об измене мужа (именно поэтому в душе она переключает радио, так как не хочет ничего слышать об авариях, это приводит к воспоминаниям об измене). Или же события все-таки происходят одновременно, и авария, радио в душе, шрам никак не связаны. Хотя мне кажется, что в этом фильме каждая деталь имеет свой смысл и никакой лишней,не связанной ни с чем вещи здесь быть не может, так как режиссер все продумал до мелочей.
    Виктор2015-12-03
    Пипец! Просто пипец! Фильм - пипец! Идея (в определенном смысле) - банальна, но тоже - пипец! И ведь пишут люди! До сих пор пишут здесь комментарии. К автору просьба от всех страждующих - спрячте статью в спойлер в конце с пометкой "ДЛЯ ТЕХ, КТО ТОЧНО НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ЕЩЕ РАЗ И ИСПЫТАТЬ СЕБЯ И СВОЙ РАЗУМ!!!" А вместо статьи предлагаю оставить несколько пронумерованных врпросов, на ВАШ взгляд наиболее существенных!! Например:
    1. Почему фотография в рамке целая, а в коробке порвана?
    2. Почему шрам у обоих?
    3. О чем говорит охранник в лифте?
    4. Почему ключ из конверта мы видим в начале фильма?
    5. И т.п.

    Это даст шанс не сразу сдаваться, а потом сожалеть об этом.
    При этом, чтоб Вы знали, Ваша статья в топе Яндекса, а значит прилагать усилия, чтобы ПОНЯТЬ не требуется! И как ни старались создатели фильма (все члены съемочного процесса подписали соглашение о неразглашении смысла фильма), Вы своими руками делаете либо ХОРОШУЮ работу.
    Либо сливаете ВСЕ впечатление в помойку!

    Оставьте шанс людям с пытливым умом. Составьте вопросы (можем вместе постараться), спрячьте основной текст в ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕР..

    Автору статить Спасибо. Для меня впечатления от фильма потеряны...

    Ирина2015-12-04
    Радио выключает Адом (учитель), если присмотреться, можно увидеть манжету от белой рубашки, которая была на нём в то утро, когда передавали новости об аварии.

    1
    2

    Жена в это время принимает душ и слушает музыку.
    3
    Любопытный момент: Энтони (актёр) в день аварии тоже был в белой рубашке. 4
    Ваня Аверичкин2015-12-05
    Когда Адам разговаривает с Энтони первый раз Жена думает что он опять с любовницей, т.е. он уже "ходил налево". Я думаю, что авария была до событий фильма и шрам имменно после той самой аварии, что показали в конце. То есть я думаю что в фильме показывали куски из разных временных промежутков, может быть в хронологическом порядке фильма они всплывали в голове гл.героя. В последней сцене гл.герой вздыхает, может быть с облегчением, и это сон(как описывал один из комментаторов) , но может быть жена его плачет, и он понимает, что она все знает о его любовницеи он понимает что зря он это все делал и больше не получиться "по-тихому гулять". Короче фильм супер! У каждого своя версия фильма, для кого-то тухлый бред, для кого-то фантастика, для кого-то психология. Обажаю такие! Буду смотреть ещё в будущем. Всем спасибо за разъяснения своих версий.
    Влад2015-12-06
    Пока посмотрел только один раз, но вот на что хотел обратить внимание, и что почему-то здесь не было упомянуто никак: во всех сценах показан шрам только у Энтони, мотоциклиста (кстати шрам может просто появиться из-за гонок на байке, почему бы нет?). Но при этом у Адама-историка ни в одной сцене специально не показано, есть ли у него шрам или нет! Первый раз его можно было увидеть в сцене в отеле, но Адам не расстегнул рубашку и ничего не показал. Вспомните, вот Адам собирается к Хелен, пока Энтони пошел проводить "романтический вечер" с Мэри. Он надевает рубашку и стоит специально правым боком так, что зрителю не видно, есть ли шрам. Далее, когда он раздевается перед Хелен и ложится к ней в кровать, снова его тело показывается так, что совершенно невозможно увидеть наличие какого-либо шрама. И когда она ложится к нему на грудь, я думал, что она заметит отсутствие шрама, или хотя бы нам покажут, как она рукой гладит его по животу вдоль шрама... но нет, ничего этого мы не видим! То есть все-таки отличительная черта Энтони - полоска от кольца и шрам. Может, конечно, я невнимательно и перепутал, в какой момент кого показывали, но по-моему у историка шрам так и не показали.
    Олекса2015-12-10
    Спасибо автору за разъяснения, помогло понять этот фильм, от которого начал было плеваться. Один момент уточнения про паука в конце. Это "пронзительное паучье шипение, брюхатого паука" - это страх жены (видно, что паук испуганно вжимается в себя и его шипение скорее стоит воспринимать как писк ужаса), которая боится, что всё опять началось сначала едва лишь успев наладится. Ухмылка же мужа вкупе с его вздохом скорее говорит о том, что он всё понял сам, вспомнив свои же слова студентам, что "всё повторяется, но в первый раз в виде трагедии, а второй раз это уже фарс") И одна моя личная догадка. Согласен с тем, что авария была метафизической, не думаю, что она всё же была до всех этих событий (эту версию связывают со шрамом). Вариант первый: скорее шрам был получен или от любовницы (когда та поняла, что он женат и врёт супруге) или от жены (когда она раскрыла факт его неверности). На это косвенно указывает, что он в разборе с самим собой акцентирует на этом внимании, но в сцене где он раскаиваясь и прося прощения у жены авторы фильма специально делают так, чтобы его не было видно (другим боком повернут к жене, не снимает рубашку ложась в кровать) - дескать, не хочет чтобы в такой момент катарсиса этот шрам напоминал ему о его прошлых грехах. Вариант второй: а шрама на самом деле нет - это символичное напоминание главному герою о его походах "налево" (в пользу этого говорит, что шрам у него под сердцем - словно он вырывал таким образом своё "сердце" подаренное некогда любимой жене или же саму жену вырвал из своего сердца, когда решил подарить себе свободу ) и он сам себя вопрошает в сцене отела "а шрам у тебя ТОЖЕ есть?" (словно вопрошая самого себя - я полностью безнадёжен? у меня не осталось ничего любящего в сердце?). Ну и я бы посоветовал автору добавить в свою статью тонкие рассуждения комментатора Алекс 30.09.2015 про чернику - действительно, не спроста же в весьма скупом на диалоги фильме Энтони акцентировано говорит о таком, что черника должна быть именно натуральная, а не консервированная?
    Basya2015-12-17
    Спасибо! Теперь всё понятно!????
    вася2015-12-18
    Короче. Про инопланетянинов
    Мария2015-12-21
    теперь всё встало на свои места!
    Сергей2015-12-22
    Спасибо большущее автору за статью, но, прочитав её и все комментарии, так и не нашёл ответа на вопрос " Почему Хелен(жена) "гуглила" Адама чтобы найти, как вполне реального человека, если знала про раздвоение личности ?" К тому же это значит, что Адам реальное лицо, реальный педагог !
    dr. Freud2015-12-22
    Жена гуглила, потому что не знала, что герой болен. Он ведь постоянно в отлучке, и Хелен не могла уследить, чем он занимается, преподает или снимается в кино, или проводит время с очередной любовницей.
    К тому же, у них на столько натянутые отношения, что они практически не называют друг друга по имени. Из сюжета не ясно (или мне так кажется) как долго Адам преподает, он ведь мог устроиться совсем недавно.
    Alex2015-12-22
    Фильм - шизоидный женоненавистнический бред.
    Alex2015-12-22
    Интересно, что Вы скажете про фильм "Побудь в моей шкуре" ? (реж. Джонатан Глейзер)
    Ананас2016-08-22
    Фильм просто треш. Вчера только посмотрела, абсолютно ничего не могла понять. Стоит сначала прочесть книгу, а потом уже смотреть фильм.
    Денис тугодум2015-12-22
    Я прочитал статью и все понял , а как прочитал коменты забыл свое имя и ....кто я? и где я?
    Евгений2015-12-23
    Все так, но после она поняла прикол когда они в кровати обнимались, она у него спросила "Как занятия?" А после уже попросила не уходить. Вопрос к автору. Если его реальная жизнь была учителя почему она пришла в универ и офигела? Я думаю она все это время думала что он актер (если это конечно реально было раздвоение личности" Короче фильм взрыв мозга, круче "Девятки", с зеленым фонарем в глав. роли
    Di2015-12-28
    По поводу того, что многие тут говорят что у историка шрам не показывают, вот тут вы невнимательно смотрели, на 29 минуте он стоит перед зеркалом поднимает футболку и разглядывает свой шрам.
    Ринат2015-12-28
    В стриптизе давят паука, - это понятно: стриптиз (и т.п.) - это отношения без обязательств, поэтому мужчинам в стриптиз-баре эта сцена и нравится... Для меня одно осталось не понятым: "Все повторяется: сначала в виде трагедии, потом в виде фарса"; "Это столетие станет репетицией последнего столетия". Как это впихнуть в шизоидно - женоненавистнический смысл?
    Наташа2016-01-01
    Я очень уважаю талант Джека, любуюсь ним, но этот фильм поставил меня в тупик. Мне нравятся фильмы со смыслом, обижают работы пластиковые типа любовь в большом городе, это какое то неуважение к зрителю, как мне кажется. А Freud, как доктор, расставил всё на свои места. Он не заставлял вас читать его догадки, он так видит, это его диагноз фильму. Пойдите к другому доктору, он иначе опишет свои догадки. Вы искали и нашли. Freud, благодарю! Я стала ещё больше ценить Джилленхола. Особенно, узнав, что от роли отказался Хавьер и Кристиан. Джек шикарен.
    Мария2016-01-04
    Посмотрела сегодня этот просто взрывающий мозг фильм. естественно просмотрев его я ничего не поняла. голова была просто забита неясностями. но прочитав данную статью, много стало понятно! но как писала Ирина 14.11.15 про то что беременная девушка (я так понимаю и вижу что это Хелен) сидящая на кровати в квартире у Адама (учителя). И тут мне в голову впиваются слова Энтони у зеркала, когда он говорит "Ты спал с моей женой!?" . Выходит что она была в этой квартире, и что у них мог быть секс. и так же вспомнить слова Адама он явно не отрицает этого, а начинает возмущенно говорить что то вроде: "ты о чём!? ты псих?!"
    Anton2016-01-04
    Возможно коллега узнал его, как актера и посоветовал ему этот фильм. Чтобы помочь ему вернуться в себя.
    Alekhan2016-01-08
    Ссылка на Роман Ж. Сарамаго вредна, т.к. роман имеет совсем другую суть, он, прежде всего, о Самопознании и Самоидентификации Личности, т.е. о проблемах человека, не бытовых, но познавательных. Концовка книги - сильнее, ИМХО.
    Евгений2016-01-08
    Спасибо , автору респект !
    Ирина2016-01-12
    Хорошего времени суток! Ещё раз огромное спасибо автору!
    Спасибо, Мария! Теперь я тоже думаю, что девушка на кровати - Хелен.

    1
    2
    Прочитала я книгу. Роман помог мне окончательно разобраться в режиссёрских хитросплетениях фильма. Сюжет фильма и книги зациклен. В фильме - это ключ от приватной комнаты, в которой поочерёдно оказываются актёр и учитель. В книге - телефонный звонок в квартиру Энтони и разговор "нового" двойника учителя, желающего познакомится со своей полной копией, с Адамом, который решил жить жизнью погибшего актёра и разговаривающего уже от имени этого актёра. Думаю, родные знают об отклонениях в психике главного героя и пытаются устроить жизнь учитывая все особенности. Становится понятно почему происходит своеобразный обмен партнёршами, упрёки Хелен в изменах и утверждение актёра о связи учителя с его женой.
    Серафимыч2016-11-15
    а этот ключ случайно не от квартиры, которую он снимает как Адам? И тогда ясно становится про след от кольца, т.к. прошло много времени
    Евгений2016-01-20
    Тот факт, что Мэри не видела следа от кольца, можно объяснить еще и тем, что встречались они постоянно в сумрачной квартире. В отеле же было светло, и Мэри, вдобавок ко всему, решила облизать пальцы Адама. Думаю, жизнь Адама с Мэри произошла где-то в середине беременности Хэлен. Он съехал от нее, и потому мы видим коробки, порванную фотографию с Хэлен), которая у Хэлен в квартире целая (фотографий могло быть и две) и слышим сообщение матери в самом начале. Именно по этой причине Хэлен устраивает Энтони скандал, вопрошая о некой женщине, которая якобы вернулась. Полагаю, что все происходящее не столько расщепление сознания, сколько взаимодействие двух "Я" одного человека в разных временных проекциях. Авария - если она не метафорическая, - вероятно, стала одной из причин возвращения к жене.
    Макс2016-01-22
    Автору огромный респект. Спасибо что так хорошо все объяснили!!!!
    Оксана2016-01-23
    Спасибо, а то без ста граммов не разберешь))) для меня остались непонятны телефонные разговоры адама и энтони! Когда они первый раз раговаривали и потом договорились о встрече в отеле.. Кто из них кому вооброжаемо звонил? Или это было у него в мозгу? Вот не пойму...
    Серж2016-01-28
    Вы так ничего и не поняли! На обеде, приятель Энтони заговорил про фильм " Кто хочет, тот добъется ". Он ему намекает, "Очнись,нужно восстанавливаться после этой чертовой аварии! Ты же сраный актёр! ". а Шесть месяцев это срок реабилитации, после аварии. Видимо он хорошо башкой ударился. А жена сразу раскусила,странности этого Энтони. Номер этого Адама не определился. Адам Белл это вторая половина Энтони. Шизофреническая половина. Все становится на свои места, когда он показывает, свои трясущиеся руки.
    Полина2016-01-30
    Серж, отличная версия! Получается Адам изменяет жене, попадает с любовницей в аварию. После этого у него появляется шрам, жена узнаёт об измене, а у Адама начинается раздвоение личности. Вроде логично.
    tyler82016-01-30
    Смешно, я думал просмотр фильма займет у меня всего полтора часа, а в итоге я убил на него полдня :) Сначала посмотрел и ничего не понял, потом прочел толкование и комментарии, потом посмотрел еще раз и пересмотрел отдельные сцены. Скажу, что без знания таких вещей, как фрейдистское толкование черники и пауков, я бы точно не понял что к чему. Итак, я вижу следующее развитие событий: Вступление: Хелен на кровати в убогой квартирке Адама, которой на самом деле там не было и нет. Это отсылка к первопричине психотравмы Энтони. Начало: Адам - учитель истории, страдающий своими воспоминаниями о разрушенном браке. Живет в бедно обставленной квартирке, заваленной коробками с вещами, напоминающими ему о Хелен. Он не в силах разобрать их, так он сдерживает свои воспоминания о прошлом. У него есть женщина, но ему не о чем с ней говорить, они только выпивают и занимаются сексом, после чего она обычно уходит. Пробуждение: случайно посоветованный коллегой фильм пробуждает в Адаме захороненную им самим личность - Энтони. Адам рассказывает студентам о повторении важнейших в истории событий, а также о созидательном свойстве памяти - это ключевой момент, потому как далее одни воспоминания всплывают из прошлого, а другие рождаются разумом Адама. Открытие: Адам находит информацию об Энтони, едет в театральное агентство. Когда он покупает себе очки, видно как проявляются вкусы Энтони - очки явно не соответствуют стилю часов и одежды, которые носит Адам. В агентстве Адам узнает, что полгода не появлялся в нем. Там его ждет еще один триггер воспоминаний - конфиденциальное письмо с ключом в приватный клуб. На конверте есть адрес квартиры, где они жили с Хелен. Адам едет туда и звонит домой, после чего начинает приближаться к пониманию того, кто он самом деле. Данный звонок не имел места в реальности, а придуман Адамом. В реальности же в их с Хелен квартиру звонил разгневанный муж любовницы Энтони, как и подозревала Хелен. Когда Хелен ночью проверяет записку Энтони, то находит там адрес места встречи мужа с любовницей, а не имя Адама, как показано. Потом она едет туда и узнает правду об измене Энтони. Простой и легкий разговор между ними раскрывает ее шок от того, с какой беззаботностью муж ей врет и трахается на стороне, когда ей через 3 месяца уже рожать ребенка (тут совпадение с 6ю месяцами отсутствия Энтони в агентстве я вижу совпадением). Вот почему Хелен находится в такой прострации и так огорчена в дальнейших сценах. Там же всплывает в разговоре и черника, символизирующая стремление Энтони к другим женщинам. Встреча: Адам якобы договорился о встрече с Энтони, хотя на самом деле все предыдущие открытия просто напомнили ему о существовании мотеля, где Энтони наверняка встречался с любовницами, а то и с проститутками, одну из которых Адам видит в коридоре. В сцене их встречи видно кем был Энтони и кем он стал - у Адама трясутся руки и выглядит он подавленным. Ключ от приват-клуба Адам оставляет в мотеле, считая что сделал ошибку, начав копаться в прошлом. Но уже поздно - в сцене обгона машины на мотоцикле видно, что личность Энтони вырывается вперед, берет верх. Он хочет Мэри, ее яркие туфли напоминают сцену из клуба в начале фильма, символизируют похоть и разгульный образ жизни, который нужен Энтони. Адам же идет поговорить с матерью, и этот разговор дает понимание почему Энтони стремился сбежать от власти семьи и женщины над ним. Его мать - властная женщина и считает, что лучше сына знает что ему нужно в жизни. А Адам показывает перемену в системе ценностей - чернику он не любит, то есть ему не так важен секс, как взаимоотношения и близость с женщиной, чего он не может получить от Мэри. В разговоре с матерью Адам окончательно понимает, что он и есть Энтони. Рокировка: Адам хочет поменяться с Энтони местами, что конечно же невозможно в реальности, но возможно в его воображении. Он уступает свое место Энтони, отдает ему Мэри, а сам "возвращается" к Хелен. В квартире он перебирает вещи, смотрит на их совместное фото. Когда приходит Хелен, он с ней робок и заботлив. Они лежат в постели и Адаму больно осознавать, что натворил Энтони. Он плачет и просит у Хелен прощения. В реальности в это время Энтони занимается сексом с Мэри. Видимо он начал по старой привычке носить кольцо, потому что Мэри замечает след от него и выходит из себя - ее водил за нос женатый мужчина. Когда Энтони везет Мэри домой, они ругаются и он выходит из себя, теряя контроль над автомобилем. Он не пристегнут, и авария явно фатальная - шрамом на ребрах и трясущимися руками от такой точно не отделаешься. Таким образом, это как бы трагический хэппи-энд для личности Адама - он вернулся к Хелен и уже не вернется в действительность. Флэшбек: с чего все началось - Энтони получил свой первый ключ от клуба и врет Хелен, что ему нужно куда-то уйти вечером. Вместо Хелен показан испуганный паук - вероятно она что-то подозревает. Энтони устало вздыхает - он хочет вырваться из семейных уз, ему нужна свобода.
    tyler82016-01-31
    Полагаю девушка на фото - определенно Хелен. Кстати, что еще важно отметить на скриншоте книжной полки - литература на ней в основном, или даже полностью, посвящена истории. И даже виски называется "Бастилия". Это абсолютно однозначно говорит о том, что Энтони - историк по образованию, а актерская карьера - это хобби, возможно потенциальный путь к легкой славе, женщинам, наркотикам и прочему разгулу. Но он совершенно точно не актер, все-таки играть в фильмах раз в три года персонажей типа Посыльный №3, Официант и Мужчина в поезде - это даже не подработка, а так - сходить поужинать за полученный гонорар. И мать ему об этом же напоминает в разговоре.
    Денис2016-01-31
    Оч крутые комментарии, спасибо Док, посмотрел фильм первый раз, ничего не понял, пауки, черника, туфли, шрам... почитал сейчас, пересмотрю определенно другими глазами. Фильм оч крутой, мой товарищ определенно не зря мне его посоветовал, как некий коан. От себя рекомендую всем любителям образом посмотреть мульт "My pet goat 2" тоже оч символично, ничего без расшифровки не ясно.
    Дарья2016-02-08
    Я не пойму, почему Мэри в самом начале фильма, оттолкнула его и ушла сказав "я завтра позвоню".
    Said2016-02-09
    СПС огромное др.Фреуд.Отлично все препарировано.Не стоит смотрет несколько раз.
    Volnov2016-02-10
    Хочу дополнить 1 - Крест как у пауков (крестовики) 2 - похоже на коконы (возле дома Хелен)
    dr. Freud2016-02-12
    Это очень ценное наблюдение. Спасибо!
    Дамеш2016-02-14
    Я насчет конца. Хелен просит его остаться. Остается Адам. Но когда он вскрывает конверт и достает ключ, то возвращается Энтони. И когда Он говорит Хелен что хочет отлучиться, Она конечно же понимает что вернулся Энтони, который изменяет ей. Она превращается в паука, который боится проститутки, которая в начале фильма раздавила паука. Мне так показалось.
    Milkiss2016-09-20
    Совершенно согласна! Паук в конце боится каблука проститутки в начале! Доктор Фрейд, полагаю, у ГГ раздвоение началось так: Несостоявшийся актёр съезжает на квартиру жить отдельно от своей беременнойжены, ругаясь с матерью, становится учителем истории, спит с Мери. В какой-то момент его жена приходит к нему (кадр с ней, сидящей голой на кровати в съемной квартире!). Отсюда и вопросы "Энтони" :" Ты спал с моей жженой??" )) Вот так! Спасибо огромное за вашу статью, вернули вкус фильма!
    Рустам2016-02-15
    А тебе не показалось что история повторяется?Начало фильма это конец,а конец это начало.А еще при входе в продюсерскую компанию,секьюрити ему говорит что его не было пол года.Значит раскол личности произошел именно тогда,когда Хелен забеременела.А еще это все актерство.На положительного,и отрицательного героя.Когда Энтони приходит к Адаму в квартиру и спрашивает "ты спал моей женой?"В тот момент Адам и понимает что это все игры разума,в замешательстве что же произошло почему это с ним случилось.Он возвращаеться в свою жизнь.Тем самым осознавая свое безумие и страсть к похоти.
    Тайна2016-02-26
    Хорошо сказали! Респект)))
    Yuri2016-03-05
    Шрам - это как напоминание о прошлом Адама (той самой аварии?), поэтому увидев его, он и захотел побыстрее убежать. И еще, когда Хелен встречает адама у института, она, зная о расстройстве, звонит уже после того как тот зашел за стену и отвечает ей уже Энтони, тоесть на телефон он реагирует адекватно. Почему Хелену удивляет первый телефонный разговор с Адамом, хотя она вроде бы как знает о болезни Энтони? Видимо у Энтони-Адама эти расстройственные припадки случаются переодически и неожиданно.
    Yuri2016-03-05
    Кстати, видимо вы смотрели фильм в дубляже. В оригинале диалоги немного другие. Ну вот например, когда Адам встречается с матерью, она называет Энтони второсортным актеришкой и по лицу Адама видно, что это его задевает.
    Yuri2016-03-05
    Хмм, отличный разбор. Про последнюю сцену отлично замечено. Но как видим, есть еще не один путь объяснения :)
    Igor2016-03-07
    Да, но зачем транслировать по радио аварию, которая по вашим словам случилась давно? И, кстати, по радио передавали, что ту дорогу закрыли всвязи с тем, что расчищают пусть от обломков аварии, которая произошла ночью.
    Volnov2016-03-09
    Еще интересный момент, Helen - Hegel (Гегель) Mary - Marx (Карл Маркс) + Коллега который посоветовал Адаму фильм тоже в нём есть =)
    Андрей2016-03-15
    Алекс, одно уточнение. Свежая черника - это сексуальные отношения с новыми партнершами, а консервированная - секс в браке.
    Евгений2016-04-05
    Действительно Dr. Freud вы гений. Я вроде тоже нелепый человек, но был взамешательстве после просмотра этого фильма, т.к. не мог уяснить суть увиденного и размышляя над разными версиями был очень далёк от вашего разъяснения с которым безусловно согласен! Спасибо вам! Восхищаюсь умными людьми и благодарю режиссёра за этот фильм!
    Хуршид2016-04-05
    dr. Freud Ты крут!!!
    Катрин2016-04-07
    А мне показалось, что тот паук, которого не раздавила туфелька в начале, укусил героя, он заболел и его замучили галлюцинации, а в конце - проблема его выросла до невероятных размеров ( громадный паук) и он понял причину своего состояния..
    Ксения2016-04-08
    Противоречивое у меня сложилось ощущение. Сразу после просмотра, была единственная мысль: ну что это за скучный бред? смысла кажется что нет вовсе. Прочитав комментарии тут - стало чуть интереснее. Но монотонность фильма убийственная (я понимаю, что это необходимо для общей атмосферы но всё же... ) и теперь по существу... вопросов всё равно осталось много. Но больше всего я не могу понять как Хелен могла видеть номер телефона (пусть и неопределенный) после первого разговора Адама и Энтони, если получается что разговор был лишь фантазией и в реале его не было?
    Владимир2016-04-11
    Только что посмотрел данный фильм. Честно говоря,я думал,что это фильм на один раз. Посмотреть и забыть. Но нет) оказывается, там есть в чём разбираться. Я пока что не составил полное мнение о смысле фильма. Придется посмотреть еще раз-два. Фрейд, вы знакомы с фильмами Линча?) они такие же запутанные,наполненные символами. Одно только ''Шоссе в никуда'' чего стоит! Шикарный фильм. Смотрел 4 раза. Я уж и не думал,что нечто подобное увижу,когда посмотрю фильм 'Враг'.
    Sergey2016-04-12
    Прочитав статью и коментарии (спасибо всем!), я попытался собрать для себя "хронологию" Фильма. Предполагаю, что главный герой в начале временного отрезка прекрасно себя осознающий и адекватный человек, не очень успешный актер изменяет жене с женщиной (Мэри), которой лгал, что не женат. Она видит след от кольца, они сорятся и разбиваются в автокатастрофе (но выживают). Жена, естественно, узнает, что муж изменял или пытался изменить ей. После аварии у гл. героя остается шрам и он начинает страдать раздвоением личности. После некоторого времени, гл. герой (я специально не называю имен), не теряя попытки найти себе новую роль в агентстве, начинает преподавать и институте. Так как гл. герой страдает раздвоением личности, то я следуя совета автора статьи, не зацикливаюсь на том, что и как осознает гл. герой. Видимо, некоторое время у гл. героя и Хелен все шло нормально, она его простила, однако, когда он достает ключ от privat-бара, его сознание (как и жизнь до автокатастрофы) в первый раз делиться на Адама и Энтони. Он лжет жене, и видно, что решает пойти туда. То что Хелен его простила видно из сцены, где она ревнует его к звонку, говоря примерно: "это опять она?" Хелен находит его у института и понимает, что после аварии ее муж свихнулся. Они растаются (может Хелен не до конца верит в то, что действительно свихнулся, может она думает, что он притворяется - как никак, он был актером), и расстаются, скорее всего, со скандалом (фото разорвано так, как обычно их разрывают некогда любившие друг друга пары). Он переезжает в новую квартиру, где в еще нераспакованных коробках находит порваное фото. Как-то так. Не судите строго))))))
    Катя2016-04-29
    Уфы, последний раз я так загонялась после фильма "Патруль времени", но скорее просто в шоке была. В этом же фильме так много не понятного, и каждый по своему прав. Но вот что мне не понятно, 100% первоначальная личность - Адам, который из за беременности Хелен превращается в факультативную личность - Энтони ( хотя, в этом случаи, если не совпадение в том почему он 6 месяцев не появлялся в актерской студии), почему положительный Адам ушел из семьи и спит с Мэри, а отрицательный Энтони продолжает быть с женой? По идее должно быть наоборот! P.S надеюсь хоть кто то меня понял ??
    Chepras2017-03-12
    Первоначальная личность это Энтони(Актер), это доказывает: 1)Слова матери о том, что ему пора забыть об актерстве и сосредоточиться на его работе(учителем) 2)Тот факт, что в ссоре с женой он говорил о том, что ему звонил фанат. 3)Возможно жена не знала даже, что он учитель(тк гуглила его на сайте универа) 4)На постере изображен Энтони(где в голове Торонто и огромный паук), потому что он в кожанке черной.
    Владимир2016-05-01
    Поглядел, почитал отзывы на кинопоиске, с репликами "цельная картина, произведение искусства" итд итп. А по мне, так говеный фильмец, этот джилленхол по-моему всегда в какой то трухе снимается, взять тот же "морпехи", где главная тема это онанизм. А в этом фильме основной момент это сексуальная озабоченность, видимо у режиссера с головой что-то не в порядке.
    Оля-ля2016-05-01
    Ну пойди тогда Универ посмотри или Реальных пацанов, или какие там ещё не говёные фильмы есть
    Апро2016-05-27
    Спасибо большое за статью и за комментарии!
    Честно говоря, хотела какой-нибудь "быстрорастворимый" триллер посмотреть после тяжелого вечера, а получила еще один Малхолланд Драйв, только экшена и действующих лиц куда меньше. В общем, фильм хорош, продуманность деталей меня лично поражает. А Джилленхол, оказывается, неплохой актер (простите, если обидела кого из фанатов).
    Хочу добавить от себя кое-что.
    1. Мне кажется, у героя непросто раздвоение личности, но плюс ко всему какое-то хроническое недовольство тем, что он имеет. И это не зависит ни от того, чего ему на самом деле хочется, ни от того, что он имеет. Он будет недоволен всем и от всего попытается убежать.
    То есть по логике герой должен быть гулякой, когда он прячется от жены в холостяцкой квартире, и играть примерного семьянина, будучи с ней. Но все совсем наоборот. Будучи свободным, он буквально страдает от скуки и душевного одиночества. А с женой он сразу принимает вид самца, так и норовящего уйти из дома и поехать хрен-знает-куда на своем крутом мотоцикле.
    2. Думаю, психологические проблемы могли появиться по двум причинам. Первое: он действительно изменял жене еще до ее беременности и попал в аварию с любовницей, результатом чего стали шрам и расстройство. Второе: авария была относительно давно, а сума он сошел, не выдержав груза ответственности за жену и ребенка и того, что придется распрощаться с грезами об актерстве.
    Еще мне кажется, что авария была когда-то, но дальше главный герой использует эту аварию (то есть выдумывает ее снова и снова с разными любовницами), чтобы убить личность Энтони вместе с ними.
    3. Как здесь уже писали, думаю имеет место быть то, что жена героя пыталась походить на его любовницу, из-за чего покрасилась (брови у нее темные) и сменила прическу. И вообще не зря матерей в фильме сравнивают с пауками. Хелен не так проста/мила/добра/тиха, как кажется на первый взгляд. Думаю, она в действительности очень сильно напоминает герою его мать. Эту властную и гнетущую его женщину, именно поэтому он так рвется от нее сбежать. В этом, кстати, еще одна его проблема: видно, что часть него любит Хелен, как бы видит в ней родную душу и одновременно то тянется к ней, то отдаляется. Так же он любит и свою мать, несмотря на ее обращение с ним, он не может перестать быть ее сыном. Он может игнорировать ее звонки, но он не может перестать ее любить. Поэтому и мать и жена для него одновременно и то, к чему он тянется (как будто не по своей воле), и то, что гложет его, подавляет и угнетает, в следствие от чего он пытается убежать.
    4. Возможно это было не первое расстройство героя. Когда Хелен вернулась домой после встречи с Адамом, она будто бы упрекала мужа в том, что он вновь слетел с катушек (было там что-то вроде: "У него твой голос, он вылитый ты. Может, скажешь, что происходит? - Я не понимаю о чем ты. - А я думаю, ты все понимаешь". Или как-то так).
    5. Хронология у меня вырисовалась такая: герой недоволен жизнь с Хелен, и его сознание распадается на Адама и Энтони. Первый уходит в свободное плаванье, а второй остается с женой. После нескольких месяцев одинокой жизни Адам встречает Хелен и понимает, что его к ней тянет, что он хочет жизнь с ней. Параллельно Энтони, оставшийся с женой из-за ответственности совсем не готов играть семьянина и его больше притягивает жизнь Адама. Таким образом Энтони якобы отбирает у Адама эту жизнь (пусть и всего на один вечер). Но Адам в свою очередь пользуется моментом и приходит к Хелен. По-моему, Адам (допустим, на этом этапе фильма он основная личность) находит очень изощренный способ убить в себе Энтони и вернуться к Хелен, которую он любит. Но он плачет. Плачет из-за того, что убил в себе вторую личность и в это же время осознал цикличность своего "я". Он с Хелен, он получил то, чего хотел. Но также он понимает, что с этого момента, она перестала быть его желанием. Здесь происходит новый момент "раскола" личности. Убив в себе одного Энтони и получив Хелен, Адам уже знает, что завтра он станет вторым Энтони, а из-за Энтони в свою очередь появится новый Адам.
    Конечно это все очень сыро, и мне так же, как многим здесь, не дают покоя кольцо, сцена с пауком в конце фильма, Хелен в начале фильма на кровати в холостяцкой квартире и еще много чего.
    Люда2016-06-01
    Хелен говорит: "у него твой голос, он выглядит ТОЧНО КАК ТЫ", и она может иметь в виду:
    1) но это не ты, это другой человек и я думаю, ты прекрасно знаешь, что это значит (у тебя опять шизофрения).
    2) это все еще ты, я же знаю, ты там внутри, ты есть, "останься со мной" (той личностью, которую я люблю).
    в этом фильме, конечно, все сложно, но не так, как мы тут замудрили, мне кажется, нужно сконцентрироваться на главном: у человека расстройство личности - факт, у него есть хорошая и плохая сторона (как и у всех нас), и они между собой постоянно спорят. один - любит жену, робкий, милый; второй - не готов к ответственности, тем более с такой мамой, которая всегда решала все за него. я считаю, что жену и маму не стоит сравнивать, жена хотя бы принимает две его личности, умеет их различать, в отличии от мамы, которая категорична и всегда права, потому он не отвечает на ее звонки, а домой к Хелен сам звонит и меняется с плохим собой, чтоб быть с ней. отдельно о Хелен: она приходит к учителю, она ищет сведения и нам показывается, что будто она встретилась с другим человеком потому, что это и есть другой человек, абсолютно другая личность, которая не знает, что он женат, потому она как бы знакомится с ним впервые и понимает, что все серьезно, что он на самом деле не он (для себя самого).
    про пауков: маленький паук - маленький срок (и шизофрении, и беременности, и вообще маленькая проблема), его легко можно было убить. а большой паук уже страшнее. тем более главный герой остался с женой, но проблема-то никуда не ушла, не смотря на то, что другой он разбился в аварии. итак, возвращаясь к началу моего комментария: человек болен - это факт, и как бы он не пытался, от себя не убежать. в нем живут две личности и чем они дольше с ним, тем больше паук, не зря же он в одном эпизоде показан размером с город! думаю, абсолютно не важно то, был гг актером или дворником, важно то, что его два "я" противоположны и не умещаются в нем одном. и девушка (любовница), которая с самого начала почему-то психанула и просто слезла с него, оделась и ушла, прекрасно понимала, что он несвободен или догадывалась, но верила, что все изменится, но потом он просто забыл снять кольцо и она убедилась, что ее обманывали все это время, конечно, она психанула, но в машину села, потому что любила его, но его другая жизнь не давала ей покоя. вот так. пока писала в моей голове тоже все стало на свои места. ура) у меня лично больше нет вопросов)
    Талгер2016-06-28
    а про какой момент имела ввиду Хелен, когда сказала Адаму, что звонила его мать, в конце фильма?
    Роман2016-07-05
    Забыли написать, что фильм снят в жёлтых тонах (один из любимых цветов Достоевского), желтый символизирует сумашествие, что как бы намекает на раздвоение личности.
    Галина2016-07-17
    Когда работала санитаркой в психушке, то у некоторых пациентов после лекарств окружающие предметы казались с желтым оттенком
    Ксения2016-07-12
    Привет, Фрейд) Спасибо за разбор фильма. Не прочитала все комментарии.. обсуждали 33 минуту , когда Адам звонит Энтони? Интересно, как они это делают (душевно больные) потому что это разные временные отрезки и местоположение. Адам сам с собой говорит по телефону в своей квартире, потом через какое-то время приезжает домой к жене и разыгрывает диалог уже от имени Энтони) В голове это не укладывается. Фильм для меня обрел ценность после твоей интерпретации, всего доброго!
    Oksana2016-12-04
    Мне кажется, что тот звонок действительно был от любовницы, поэтому он и сказал фразу что-то типо "не звони сюда больше"
    Павел2016-08-08
    Спасибо за подробное объяснение! Так всё и предполагал, только непонятно кто был за рулём в авто, когда случилась авария
    Айс2016-08-18
    У Адама и Энтони почерк одинаковый, когда они писали на листках. Еще когда он сам с собой разговаривал в первый раз Адам зашел в ванную комнату, и Энтони тоже в ванной комнате разговаривал, а жена беспокоенно на него смотрела, что он с собой говорит. Когда она спрашивает, кто звонил, он отпускает голову и отводит глаза - подсознательно показывает что врет. Друг, который посоветовал фильм, сам вместе с ним там снимался. Когда Адам звонит домой, он терялся и в конце повторял что незнакомы. И он изначально знал что это жена, хотя не мог об этом знать.И Энтони специально написал имя Адама и спрятал листок в брюки, а сам уехал, чтобы она нашла и убедилась что вторая личность реально существует. И Энтони говорит что это якобы его фанат, а жена смеётся над ним и ему обидно, что в него не верят как в актера. И когда Адам говорил в матерью, то она советовала оставить свои мечты по актерской карьере, что у него и так хорошая работа и нужно наладить проблемы в семье.
    Руслана2016-08-29
    А как на счет дзвонка когда Хелен приходила к нему в университет ?
    anstss2016-09-07
    в начале фильма мы видим множество людей в закрытом помещении,от двери которого нужен особый ключ, также, наблюдающих за развратом мужчин, разных женщин блондинок, главного героя и маленького паука. я долго всматривалась в эти лица, и можно сделать вывод, что все эти люди - контактировали с гл.героем в его повседневной жизни. можно подумать, что это приват комната и ключ от входа- это метафора: изменам, любовницам, вечеринкам, где "секс, драгс энд рок-н-ролл".. ведь как говорит консьерж: "я хочу туда, но мне недоступно"... быть может консьерж женился не так давно, что объясняет его желание и одновременную невозможность попасть без "ключа"... Мама у гл героя тоже актриса, при чем успешная в молодости, о чем свидетельствует постер-афиша на стене в ее квартире. Вероятно гл герой хотел пойти по ее стопам. Почему Мари ушла, в начале, бросив Адама, сказав, что позвонит? возможно , что сцена с аварией была реальной, такое устаревшее воспоминание. А в настоящее время она знает, что он женат, приходит к нему на квартиру, тк любит его, он мог ей сказать, что ушел от жены и теперь только с ней, но не может его простить до конца или что-то в этом роде... мыслб свежа. м
    Кирилл2016-09-15
    Действительно, спасибо автору.
    Андрей2016-10-08
    Но, а как же след от кольца, это опять метафора?
    Кирилл2016-10-11
    А как объяснить , что подружка Адама говорит " У тебя не было следа от кольца, а сейчас есть ?"
    Елена2016-10-18
    Может я невнимательно прочла все комментарии, но никто не задался воспросом , почему Адам, приехав домой к Хелен, не знал в какую квартиру идти? Почему у него не было ключей от квартиры, в которой он явно жил?
    Кирилл882016-10-20
    Потому что у героя раздвоение личности с провалами в памяти.имхо..А Ну автор специально снял так чтобы осталось кучу вопросов и "додумай спм"Уверен режиссер сам не знает где тут правда..Снял так чтоб оставались загадки
    Сергей Александрович2016-11-15
    Спасибо. Классный разбор. Помог сопоставить все в кучу
    Серафимыч2016-11-15
    dr. Freud, а как он звонил сам себе? Иди это тоже приколы шизофрении?
    Таша2016-11-26
    Единственное, что для меня осталось непонятным-это то, жил ли фактически герой в двух квартирах одновременно (параллельно), то уходя, то возвращаясь, или вся жизнь Энтони с Хелен -лишь воображением Адама.
    Андрей2016-12-19
    Не буду обсуждать раздвоение личностей... могу сказать только одно - если конечный зритель не понял фильм, значит, режиссёр его плохо снял!
    Елена2017-01-07
    Вы правы!
    Елена2017-01-07
    Немного поправлю,не режиссёр,а сценарист
    Юлия2017-01-18
    Картина сделана совместно с французской кинокомпанией. У французов есть пословица по смыслу,что когда человек сходит с ума,в его голове живет (сидит) паук. Фильм замысловатый,требует обдумывания. Игра актеров на высоте. Я в восхищении.
    КозаДереза2017-01-24
    Спасибо огромное комментаторам и автору статьи. Многое стало на свои места. НО,хочется обратить внимание на один момент-все акты близости Адама и Мэри никогда не "доходили до конца".Вы заметили?Все страстно и идет к логическому завершению,нл потом Мэри отталкивает Адама,собирается и уходит. А он лежит в недоумении...И это нам показывают несколько раз. А теперь мое понимание картины: Был некий главный герой. Мечтавший стать актером,возможно в детстве он даже ходил в театральные кружки и стремился к мечте,но властная мать подавляла его личность. Он рос без отца,мать заменяла всё,как властная паучиха она плела вокруг него сеть,затаскивала в нее. Заставила поступить на ист.фак и стать преподавателем истории. Главный герой становится преподавателем,женится,выходит в некотором разе из под власти матери паучихи. Заметьте,паук накрывает не весь город. Огромный паук нависает над определенным районом города. Возможно это район университета,ведь преподавание истории-следствие паутины (ловушки)матери. Так вот,главный герой вырастает и преобретает некоторую независимость от матери.Как это часто бывает-вырвавшись из крепких уз человек бросается во все тяжкие. Тогда у главного героя нет раздвоения личности,или оно затаенное. Он обретает мнимую свободу-уходит от матери к жене,в свободное от преподавания время начинает сниматься в ролях третьего плана,вместе с другом-швейцаром ходит в приватный стриптиз клуб. Стриптизерша,раздавливающая паука,это прообраз того,что жена-это маленький паук,маленькая копия матери главного героя. Она также пытается взять верх над жизнью главного героя,навязывая свои правила-ведь семья и беременность вносят определенные коррективы в жизнь любого человека.Но на тот момент,когда герой только вырвался из сетей матери и попал в сети жены,ему кажется,что он смог победить паука-жену. И он может жить наконец по своим правилам. Водить ее за нос. Притворяться скромным учителем истории,а на самом деле стремиться к карьере актера,ходить в стрип клуб,встречаться с любовницей. У него появляется любовница-блондинка,которая любит каблуки,которые в свою очередь возбуждают главного героя. Он успешен,все идет на мази-жена ничего не подозревает или нет доказательств гулек мужа,а мать он теперь спокойно может игнорировать,просто не беря трубку. Затем любовница,которую он любил замечает след от кольца. На счет этого нет четкой версии,возможно рука прото загорела и след проявился,а раньше его действительно не было. Любовница замечает след во время полового акта,обрывает его и выбегает из отеля. Но она все же садится в машину к главному герою и едет с ним. Потому что ночь и отель находится в часе езды от города (это мы знаем из фильма),иначе ей просто не добраться. Они ссорятся и попадают в аварию. Авария не такая трагичная,как показано в фильме. Оба остались живы. Паутина на стекле символизирует то,что главный герой попал в новую ловушку-ловушку своей жены. Конечно жена узнает,что муж ночью находился в машине с некой женщиной и попал в сильную аварию. Жена узнает о любовнице. И это дает ей власть над мужем. Она его прощает,но начинает тотально контролировать. Возможно беременность-это тоже вариант контроля,она заставляет героя завести ребенка,чтоб обременить его и он "наверняка не сбежал".Кстати на счет цвета волос-либо это случайно так "цвета сыграли" в фильме,либо жена хочет быть похожей на любовницу или же главный герой представляет свою жену блондинкой,ведь его так привлекают блонди. Но есть одно НО.После аварии у героя провалы в памяти или раздвоение личности. Он уходит от жены и некоторое время живет на съемной квартире. Но жена приходит к нему,происходит близость (мы видим по первым кадрам фильма,когда жена сидит на кровати историка) это очередное примирение с женой,он возвращается к ней в квартиру,но уже не может понять кто он такой. Провалы в памяти и новые навязаные больным сознанием воспоминания путают его. Я согласна про чернику и каблуки,что это олицитворение его сексуальных пристрастий. Жена его не возбуждает. Ему нужна свежая черника. Но что именно ему нужно? Герой не может понять кто он такой и что случилось на самом деле. Возможно после аварии и амнезии он не помнит о своем актерском прошлом. Возможно МАТЬ запретила об этом ему говорить,чтобы навсегда "выбить" эту идею из головы сына. Поэтому герой историк говорит,что не любит фильмы-это ему внушила мать,надеясь забить навязчивую идею сына. НО сотрудник историка думает,что товарищу,для полного восстановления НУЖНО вспомнить про свою актерскую сущность,потому он не говорит явно,но советует посмотреть фильм с участием главного героя. И тут начинается борьба личностей,воспоминаний и навязанных мыслей. Я считаю,что все сцены с Мэри (любовницей)-это попытка вспомнить,ЧТО ЖЕ произошло.Потому что они каждый раз занимаются любовью,каждый раз она прерывает акт,а герой не может вспомнить и понять ПОЧЕМУ?ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?Возможно он думает,что это воспоминания "до его семейной жизни". Но наконец он вспоминает-она увидела след от кольца (следовательно он был женат и изменял жене),потому и ушла. Главный герой чувствуюет некую вину перед женой. И мы видим как он плачет и просит у нее прощения. Нам показывают сцену,где любовница разбилась вместе со второй развратной сущностью главного героя. Главный герой понимает,что был "плохим парнем"для своей жены и понимает,что все воспонимания о той жизни и любовнице должны умереть,поэтому аварию,которая в жизни была не так трагична (кстати шрам от аварии),в своих мыслях он доводит до конца-любовницы и разгульного парня больше нет. Адам вроде согласен стать послушным сыном,преподавателем истории и любящим мужем. И об этом нам говорит новость по радио-произошла страшная авария,дорога перекрыта (возможно это не новость по радио,а мысли в голове героя),он готов перекрыть дорогу к своей распутной жизни,НО лишь на секунду. Ему нужна свобода и он не может распрощаться с ней. Герой выключает радио (заглушает эти мысли),дастает ключ от приват клуба и говорит жене,что ему нужно отлучиться. Но жена то уже знает КУДА ему нужно,поэтому предстает перед героем в виде огромного паука,потому что власти у жены над героем гораздо больше,чем в начале. Она беременна,она доминирующая жертва-"простившая" измену мужа,НО постоянно гнетущая его за это. Герой ухмыляется в конце фильма. Он выбирает жизнь Энтони-распутную жизнь. Берет своего друга швейцара и идет в приват клуб. Там стриптизерша давит паука (начальная сцена)-прообраз его жены,она опять уменьшилась до размеров паучка-мелкой неприятности. И всё ему ни почём. Он свободен!Но в тоже время он закрывает лицо руками,потому что понимает,что история циклична и это лишь была репетиция "последнего" столетия. А что было дальше?...читай сначала!
    Александр2017-02-07
    В таком случае, возникает вопрос, почему жена, после того, как нашла записку с именем Адама в штанах Энтони, приступает к загугливанию имени Адама Белла и находит его место работы преподавателем? Полагаю, она должна была бы обладать такой информацией.
    Олег2017-07-05
    Радиоприемник выключает не ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ, а его жена Хелен (в кадре различим светлый рукав ее банного халата).
    Арсений2017-02-19
    Доктор.. А вот для тех, кто после просмотра фильма оказался под впечатлением, но понял, что ничего не понял... Для нас смысл так и остался бы темным или всё же что-то попало бы на подсознательный уровень? Если символы понятны интуитивно - можно ли фильм прочувствовать не понимая. И что делает с этим ощущением объяснение картины..?
    Степан2017-02-23
    Здравствуйте! Спасибо за Вашу статью. Не планируете разобрать фильм Тома Форда "Под покровом ночи" (Nocturnal Animals). Ваше мнение было бы весьма интересно. Спасибо.
    Виталий2017-03-03
    Спасибо за разбор!
    Светлана2017-04-01
    Не люблю фильмы про раздвоение личности. про след из детства. Мне кажется это так редко встречается как и инопланетяне.Почему так любят снимать на эту тему?
    Александр2017-04-02
    Есть вопрос поинтереснее: зачем ты смотришь фильмы, которые тебе не нравятся?
    Сергей2017-04-10
    Фильм-загадка, фильм-ребус, называйте как хотите, но только не бредом. Те кто понял, или не сдался в попытке понять идею фильма. - заглядывают в себя глубже, да и в своё окружение тоже. Фрейду огромное спасибо за глубоко обоснованный взгляд на смысл фильма, многим пытливым умам в помошь.
    Александр2017-07-23
    Спасибо за разъяснение, люблю такие фильмы, но этот, сам не понял бы наверное ни когда.