Содержание

>

Разбор фильма «Прерванная жизнь / Girl, Interrupted» (1999 г.)

19.02.2015


Всем привет! С вами dr. Freud и на этот раз я предлагаю обратить внимание на киноленту Джеймса Мэнголда «Прерванная жизнь».

Прерванная жизнь

кадр из фильма «Прерванная жизнь»



До прибытия в психиатрическую клинику «Клеймор»

«Мы живем в эпоху сомнений, то, во что мы когда-то верили, оказалось ложным»
Действие фильма происходит в 60-х годах на фоне обострения социально-политических конфликтов, вылившихся в массовую разочарованность, молодежные бунты и Вудсток. Сюзанна Кейсен — дитя своего времени. Она одинока, подавлена, разочарована в ценностях и стремлениях своего окружения.

Что известно о семье Кейсен? Отец Сюзанны работает в сфере экономики, карьерист, часто бывает в разъездах.  Мать — домохозяйка, чья мнительность и эмоциональная лабильность не позволяет сблизиться с дочерью (она даже не смогла проводить дочь в клинику, а только наблюдала за ней из далека и плакала).  Отношения между главной героиней и родителями натянуты и лишены взаимопонимания. В фильме нет сцен, где мать или отец пытаются просто поговорить с ней или как-то наладить контакт. За них это делают посторонние люди: друг семьи, медперсонал в клинике и др.


чета Кейсен

кадр из фильма «Прерванная жизнь», чета Кейсен


О детстве Сюзанны мы узнаем, что после того как она упала с кроватки и сломала ногу, мать стала ее связывать. Возможно это были лишь единичные случаи, так как сама героиня подобного не помнит. Кроме того, можно предположить, что такие элементы воспитания вкупе с повышенной материнской тревожностью могли негативно сказаться на дальнейшей судьбе Сюзанны. Тревожные родители воспитывают тревожный детей. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном состоянии. Он пассивен, скован, робок, не уверен в себе, испытывает чувство вины (из-за частых упреков). У него затруднены контакты с окружающим миром, который представляется враждебным и пугающим. Так жизнь, по мнению Сюзанны, состоит из «подводных камней, призраков, зыбучих песков».


Прерванная жизнь

манипуляция при помощи чувства вины; кадр из фильма «Прерванная жизнь», друг семьи Кейсен


Вина — мощное разрушительное чувство. Если человеку с детства внушают, что он является источником всех бед, то он подсознательно начинает искать для себя наказания. Во взрослом возрасте самонаказание происходит через различные способы саморазрушения (нанесение увечий, наркомания, алкоголизм, беспорядочные половые связи, суицид). На фоне своих сверстников, пытающих поступить в университеты, Сюзанна кажется еще более никчемной и безнадежной. В добавок ко всему нависает угроза разоблачения сексуальной связи с другом семьи. В итоге она решает покончить жизнь самоубийством.

В психиатрической клинике «Клеймор»

После случившейся трагедии Сюзанна настолько погружена в свои переживания, что обрывки прошлого всплывают в памяти и затмевают собой настоящее.  У нее нет друзей, с которыми она могла бы разделить свои чувства. В психиатрическую клинику «Клеймор» она попадает с диагнозом «пограничное расстройство личности». Согласно Международной классификации болезней это «расстройство личности, характеризующееся нарушением самовосприятия, целей и внутренних устремлений, хроническое ощущение пустоты, напряженные и нестабильные межличностные отношения и тенденция к саморазрушающему поведению, включая суицидальные жесты и попытки».


Прерванная жизнь
Ее соседками по палате становятся отнюдь не девочки из пионерского лагеря, а люди, чья жизнь в мире обычных людей «прервалась»: — Джорджина Тускин, слившаяся с полюбившимся образом Дороти из Несуществующей страны Оз, «патологическая врунья». Возможно за стенами психиатрической больницы это был единственный для нее способ привлечения внимания; — Полли «Горелка» Кларк, юная девушка, в чьем возрасте обычно испытывают первые романтические переживания, первую любовь, первый поцелуй. Реальность с изуродованным лицом и одиночеством настолько губительна для нее, что она спешит спрятаться в своих воспоминаниях, когда была наивной 10-летней девочкой, еще не успевшей сделать ту роковую ошибку; — Дейзи Рендон, страдающая расстройством пищевого поведения и комплексом Электры; — анорексичная Жанетт Вебер; — Лисса Роув с емким диагнозом «социопатия», скрывающим в себе игнорирование социальных норм и не способность понимать и считаться с чувствами других людей.  За время нахождения в клинике (8 лет) ее перестали навещать родственники. Единственным близким человеком была подруга Джеми, которая, не выдержав разлуки, повесилась. Остальные пациенты стараются ее избегать: Полли отмечает, что не рада ее появлению; Дейзи с криком выгоняет из своей комнаты; старушка замирает, когда Лисса выпускает ей в лицо сигаретный дым. Отсутствие эмоций делает ее хладнокровной, самоуверенной, свободной от всяких переживаний, что привлекает запутавшуюся Сюзанну.

Как на главную героиню влияют эти отношения? Пишет ли она свою книгу? Нет, мы видим как она делает пару заметок и разрисовывает страницы тетради. По настоянию Лиссы она перестает принимать лекарства. Усиливается борьба с медперсоналом. Сюзанна злится и не понимает, почему их наказали за то, что они искренне пытались помочь Полли. Но разве им бы отказали в этом? Ведь в клинике «Клеймор» достаточно отзывчивое отношение к пациентам. Подсовывая снотворное постовой медсестре, они не только подрывали репутацию персонала, которого могли уволить со скандалом, но и подвергали опасности остальных пациентов (вдруг кому-нибудь понадобится помощь). Сюзанна не думает о последствиях, происходящее воспринимается скорее как игра. Она продолжает жить в соответствии со своей старой моделью поведения. Если раньше противостояние было с родителями, то теперь — с медперсоналом, контролирующим ее пребывание в клинике.

«Сюзанна, это выбор всей твоей жизни. Сколько еще твои отрицательные эмоции будут подавлять положительные? А если они поглотят тебя? Неужели ты позволишь себе остаться здесь навсегда? Важные вопросы. Важные решения…» — слова доктора Уик разлетаются по кабинету.

Однако кардинальные изменения происходят только после трагедии. Сюзанну шокирует смерть Дейзи. Она понимает, что путь Лиссы — это дорога в никуда, и что, если она и дальше будет ему следовать, то также растеряет в себе все человеческое. Отрицательные эмоции окончательно ее поглотят и она останется в клинике навсегда. Сюзанна начинает принимать таблетки, посещать курсы психотерапии и писать книгу. Она перерабатывает детские обиды, вредные родительские установки, научилась контролировать себя и принимать себя такой, какая она есть. Вместе с тем ее душевная борьба постепенно ослабевает. Происходит и примирение с внешним миром. Заключительными становятся ее слова «Я потратила в пустую год своей жизни. И может в том мире одни лжецы, и там только невежество и тупость, пусть. Но лучше я буду в том хреновом мире, чем тут с вами».


Благодарю за внимание, а также за указание обратной ссылки при копировании статьи!


Читайте также

Комментарии

Site2016-06-09
Очень трудно провести грань между нормальным и не нормальным. Как правильно вести себя в обществе, что можно говорить, а что нельзя. Сумасшедшие ли те, кто сидят в психушке или все остальные? В чем смысл нашей жизни? Меня этот фильм заставил задуматься над этими вопросами.