Разбор фильма «Маребито / Marebito» (2004 г.)

29.09.2014

Намахагэ - разновидность японских маребито

Намахагэ — разновидность японских маребито

Всем привет! С вами dr. Freud и на этот раз под прицел попал фильм Такаши Шимицу «Маребито».

Что означает название фильма? Оказывается, маребито — это древнеяпонские божества, которые приходили из иного мира и приносили с собой мудрость. Духи маребито овладевали телом шамана и его устами изрекали свою волю. Их появление считалось счастьем и сулило достаток. Однако с пришествием буддизма маребито перешли в разряд демонов и стали восприниматься негативно.
Первые минуты фильма знакомят нас буднями оператора-любителя по имени Мацуока. Его жизнь скучна и однообразна. Дни напролет он пересматривает свои видеоматериалы и наблюдает за соседями. Не смотря на то, что от несостоявшегося брака у Мацуока есть дочь, он патологически одинок. Его единственный друзья — объектив камеры и он сам.

Однажды наш герой случайно становится свидетелем самоубийства в токийском метро. Пораженный животным страхом в глазах самоубийцы, он решает во что бы то ни стало испытать его на себе. Но как достичь желаемого? Наблюдая за соседом-параноиком, Мацуока понимает, что лишь через безумие можно познать истинный страх («абсолютный страх означает разрушение разума»). Просмотр фильма с жестоким убийством девушки и балансирование на мосту дорожной магистрали не вызывают у него ни каких эмоций и не приносят желаемого результата.

Отчаявшись, он раз за разом пересматривает репортаж и пытливо вглядывается в лицо Куроки-самоубийцы. И о чудо, словно кто-то свыше услышал его мольбу. Кадры на соседних мониторах дают рябь, люди и машины на них начинают движение в бешеном темпе. На фоне помех появляется белое существо, выползающее из двери того самого злополучного метро. Это был первый контакт с маребито (хранителем всякого знания), которого он впоследствии окрестит как Деро.

Мацуко принимает «приглашение» и спускается в подземные лабиринты Токио. «Я пересек черту в иной мир живым, это значит что я напуган до смерти, но меня сюда пригласили. Пригласил кто и почему?». Блуждание по туннелям можно сравнить с обрядом инициации (посвящения в тайное знание). Наш герой медленно начинает приближаться к заветной цели, попутно теряя связь с реальностью. Не даром в психиатрии шизофрению называют королевой психических болезней. И если и встретится лицом к лицу с безумием, то уж будучи поглощенным этим тяжелым недугом.

Сперва Мацуока видит каких-то существ через объектив камеры и следует за ними — «Кадры телерепортажа более реалистичны, чем реальная жизнь». Далее болезненное состояние нарастает. Ход его мыслей становится нелогичным, а галлюцинации — ярче и отчетливее — Мацуока встречает дух Куроки и посещает «хребты безумия», где находит нагую девочку. Из катакомб он выходит полностью оторванным от реальности.

Поскольку в фильме больше нет персонажей, способных передать его состояние, мы можем только гадать, что происходило с ним в тот момент. Возможно, выйдя из катакомб, Мацуока очутился в парке, воспринятым его больным сознанием как «хребты безумия», встретил чем-то обеспокоенную дочь и предложил пойти к нему («Взял существо, чтобы оберегать его»). Дома он сажает ее на цепь, обезличивает (называет ее Эф, сокращено от Фуюми) и доводит до умопомрачения («Безумие заразно»). Герой настолько деградирует, что перестает видеть разницу между человеком и животным. «Я перестал к ней относится как к человеку, я сделал ее своим домашним животным». «Я думаю, что с рождения ее растили на крови вместо молока. Ни один человек такого бы не сделал» — размышляет он, глядя как Эф лакает кровь. И в этом он прав. Такое смог сделать только безумец, но не сумасшествия ли он сам так жаждал?

Пропасть между реальным миром и собственным ширится. И вот, чтобы в очередной раз напоить Эф кровью, он убивает незнакомую девушку и женщину в желтом пальто (жену).

Крупицы сознания возвращаются и, перед тем как окончательно и бесповоротно нырнуть в бездну безумия, он проводит черту: «Я хотел оказаться сумасшедшим и познать тайну страха. В результате я убил свою жену и сделал дочь животным. Я даже убивал людей. Но всего этого было не достаточно, чтобы свести меня с ума. Вот на сколько я опустился. Вот каким я стал».

Далее состояние Мацуока лишь усугубляется. У него пропадает речь («Я больше никогда не буду говорить, потому что слова мне больше не нужны»). В психиатрии это называется психотическим мутизмом — симптом, характерный для кататонической шизофрении. Фильм заканчивается тем, как обезумевшие Эф и Мацуока спускаются обратно в подземелья Токио, дочь снимает на камеру безумный взгляд отца.

«Ну и что? — спросите вы. — Таких фильмов про шизофреников с их бредом и галлюцинациями пруд пруди». Однако этот фильм интересен еще и тем, что в нем затрагиваются тема одиночества и тема стремления человека к саморазрушению, о которой хотелось бы написать отдельно. Кроме того, своей кинолентой Такаши Шимицу призывает нас быть аккуратным в своих желаниях. Как писал М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»: «Будьте осторожны со своими желаниями – они имеют свойство сбываться».


Благодарю за внимание, а также за указание обратной ссылки при копировании статьи

Список фильмов про шизофрениию


Читайте также

Комментарии

Владимир2016-04-30
В который раз убеждаюсь, что самый безумный народ - японцы. Только их больная фантазия способна придумывать такие фильмы. Конечно, можно вспомнить европейские жестокие фильмы, вроде "Мученицы". Но если европейцы просто делают фильмы более жестокими и кровавыми, то японцы делают фильмы безумными. Литры крови не пугают так, как пугает чистое безумие. Я бы даже не стал смотреть такую мерзость.