Эффект зловещей долины

Опубликовано: 22.12.2014


Взгляните на изображение. Какие чувства вызывает у вас эта девушка?



Если у вас возникли неприязнь или отвращение, то тому виной эффект «зловещей долины», о котором и пойдет речь. В чем же он заключается?
Масахиро Мори (Masahiro Mori)

Масахиро Мори

В 1970 году, исследуя эмоциональную реакцию человека на внешний вид роботов, японский ученый Масахиро Мори (Masahiro Mori) установил следующую закономерность: по мере приобретения роботом человеческих черт увеличивается и симпатия к нему, однако максимальное сходство с человеком вызывает тревогу, отвращение и страх. Эффект «зловещей долины» Так, обычный бытовой прибор, будь то мобильный телефон или чайник, воспринимается нейтрально, а объект, обладающий выразительными чертами лица (большие глаза у Пони из «Мой маленький пони»), вызывает симпатию. Казалось, чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Эффект «зловещей долины» наступает с детальной прорисовкой черт лица и усиливается мимикой и движениями. Одним из обитателей «зловещей долины» является японская театральная кукла «бунраку», способная моргать, высовывать язык, двигать бровями и пальцами.

Причины, вызывающие эффект «зловещей долины», еще не до конца изучены. Карл Макдорман, профессор университета шт. Индиана, пытается объяснить их с помощью теории управления ужасом (теория управления страхом, Terror Management Theory) гласящей, что инстинкт самосохранения вынуждает избегать всего, что вызывает или напоминает о смерти. Так, физиологичный облик роботов настораживает и ассоциируется с чем-то больным или мертвым. Однако эта теория не выдерживает критики.

Эффект «зловещей долины» в действии

Рис. 2. Активность коры головного мозга при виде а) робота; б) андроида; г) человека

В 2007 году в Институте передовых телекоммуникационных исследований (Япония), а затем и в 2011 году в Калифорнийском университете в Сан-Диего (США) были проведены эксперименты, давшие новый взгляд на природу эффекта «зловещей долины». Испытуемым демонстрировались ролики с выполнением различных действий людьми, роботами и андроидами. С помощью компьютерной томографии было выявлено, что при виде последних возрастала активность в двигательных и зрительных центрах коры головного мозга (рис. 2). Это объяснялось тем, что человеку приходится тратить больше усилий на обработку полученной информации и оценку состояния и мотивов наблюдаемого объекта. По внешнему виду мозг идентифицирует андроида как биологическое существо, затем, улавливая недостатки в моторике, воспринимает как нечто странное, неестественное и чуждое. Данным феноменом объясняют кассовый провал таких анимационных фильмов, как «Последняя фантазия», «Полярный экспресс», «Беовульф» (2007 г.) и «Тайна красной планеты» (2011 г.).
Кроме того, эффект «зловещей долины» не чужд и братьям наши меньшим. Исследование ученых Принстонского университета (США, 2009 г.) показало, что обезьяны испытывают сходные с людьми чувства при виде реалистичных образов своих сородичей.
Однако у этого явления есть и положительные стороны. Его успешно используют в компьютерных играх и фильмах ужасов. В пример можно привести непропорциональность тела и неестественность движений персонажей из фильмов «Мама» (2013 г.), «Звонок» (2002 г.), «Искатели могил» (2010 г.), «Последнее изгнание дьявола» (2010 г.) и прочих.



Таким образом, существует два способа избежания эффекта «зловещей долины»: проектирование роботов с наибольшей физиологичностью, что требует высоких финансовых затрат, либо делать их менее похожим на людей. Несколько роботов — обитателей «зловещей долины» робот-стриптизерша Джордана Вулфсона

робот-стриптизерша


робот «face», имитирующий человеческую мимику, детище ученых Пизанского университета (University of Pisa)
робот "face"


антропорморфная голова А.С. Пушкина (ООО «Нейроботикс», г. Зеленоград)


андроид CB2 (робот-ребенок с биометрическим телом, Child-robot with Biomimetic Body), имитирующий полуторагодовалого ребенка и способный определять базовые человеческие эмоции (грусть, радость).
Андроид CB2
Saya, робот-секретарь, разработанный в Токийском университете
Saya
Telenoid-R1, напоминающий Каспера-дружелюбное приведение. Создан профессором Хироши Ишигуро (Япония) для ощущения телеприсутствия. Он может передавать голос, движения глаз, рта и головы дистанционно удаленного собеседника.
Telenoid R1


Источники:
Karl F. MacDorman. Mortality Salience and the Uncanny Valley. 2005.
Thierry Chaminade, Jessica Hodgins, Mitsuo Kawato. Anthropomorphism influences perception of computer-animated characters’ actions. 2007.
Shawn A. Steckenfinger and Asif A. Ghazanfar. Monkey visual behavior falls into the uncanny valley, 2009.
С вами был dr.Freud! Благодарю за внимание, а также за указание обратной ссылки при копировании статьи

Оставить комментарий

Copyright © 2014-2015 Hello, dr. Freud!